В пробке в несколько рядов стоят около 3,5 тысяч машин. Чтобы пройти границу, требуется от трех до четырех суток.
Ситуацией воспользовались дельцы из числа местных жителей. О том, как пытаются заработать на тех, кто в срочном порядке хочет покинуть Россию, — в материале «МК».
На самолет билетов в Грузию уже не достать. Остается только единственный наземный путь — военно-грузинская дорога, петляющая в горах. И единственный погранпереход «Верхний Ларс», который расположен в ущелье.
До недавнего времени российско-грузинскую границу можно было пересечь только на транспортном средстве: автомобилях, велосипедах или самокатах. Тот же велик давал важное преимущество — на нем можно было по обочине объехать пробку из машин и сократить время ожидания прохода границы.
Велосипеды в магазинах быстро закончились. Местные жители быстро смекнули, что можно подзаработать. И выкатили из сараев своих ржавых, бывших в употреблении, железных коней. Стоимость велосипедов подскочила до 20-25 тысяч рублей.
За место в набитой маршрутке, которая стояла несколько суток в общей очереди, просили от 10 тысяч рублей. Тех, кто готов был выложить сто тысяч рублей, сажали на заднее сидение мотоцикла, и подвозили от начала пробки до КПП.
Теперь границу можно перейти пешком, но до «Верхнего Ларса» еще нужно умудриться добраться. Поэтому спрос на двухколесный транспорт не падает. Телеграм-каналы пестрят объявлениями: «Продам велосипед». Звоним.
— Есть скоростные велосипеды и обычные дорожные, с багажником и корзинкой, а также бэушные, цена вопроса — от 17 до 30 тысяч рублей, — отвечает нам мужской голос с акцентом.
Когда замечаем, что цены завышены, слышим:
— Найдите дешевле. Сейчас не время торговаться.
Выясняем, что сейчас действительно можно перейти границу в пешем порядке. Но до КПП еще нужно как-то добраться.
— Там никто вас довезти не сможет. 30 километров пешком пойдете? Утром брат привез десять велосипедов, осталось пять. Промедлите — вообще ничего не останется.
Обещаем подумать и звоним еще по одному объявлению, где предлагают «отвезти до «Верхнего Ларса» без пробок».
— Поедем в объезд пробок по горам, довезем за полтора часа, — говорит женщина, которая представляется Венерой. — Встроитесь в пробку уже на подъезде к российской таможне. Окажетесь близко к границе. Те, кто сейчас едет на машине через город, доберутся только к «Верхнему Ларсу» через пять дней, а вы, даже если 8-10 часов постоите, будете уже в Грузии.
— Сколько стоит проезд?
— 15 тысяч рублей.
Звоним еще по одному телефону, там просят уже 20 тысяч за машину. Объясняют: «Из Беслана во Владикавказ лучше ехать на местных машинах, иначе вас загонят на стоянку, и вы уже не сможете проехать ни вперед, ни назад. На трассе машины останавливают, потому что очень большое скопление машин».
При этом нас заботливо просят запастись водой и едой. Советуют взять с собой батончики, мюсли, шоколадки, которые занимают мало места. Местные жители, правда, готовы подвезти к любой точке очереди и еду, и бензин, и сигареты. Но — за тройную цену.
Те, кто стоит в очереди на машине, сообщают в чатах, что 6 километров ехали больше суток. Тут же следует призыв к тем, кто стоит «внизу», перекрывать встречку от платников живым щитом. Ближе к КПП из-за тех, кто пытается проскочить без очереди, случаются драки.
У людей сдают нервы. Многие в телеграм-каналах дают объявление о продаже машины. Например, «Рено Логан» 2011 года готовы отдать за 300 тысяч, и тут же приписка: «торг уместен». Предлагают купить дешево Hyundai Starex, сообщают, что стоят в 4 километрах от Ларса.
Много тех, кто готов купить машины уезжающих «до миллиона рублей». В чатах на эту тему идет активная переписка. Местные жители в многочисленных объявлениях также сообщают, что готовы взять на хранение машины тех, кто уезжает в Грузию. Звоним по одному из них — Георгию.
— Приеду в любую точку и заберу у вас машину, у меня — частный дом в 45 километрах от Владикавказа, большой двор под навесом, оставлю контакты, сохраню в лучшем виде, отправлю фото и видеоотчет, — убеждает нас Георгий.
— Сколько стоит услуга?
— Пять тысяч в месяц.
Очень многие в чатах ищут попутчиков. Цены «кусаются». Один из уезжающих сообщает, что выложил за машину из аэропорта Минеральных вод до границы 25 тысяч рублей, ищет тех, кто может к нему присоединиться.
Но, справедливости ради, стоит упомянуть, что есть среди местных жителей и те, кто готов предоставить кров нуждающимся бесплатно. Волонтеры объединяются, чтобы развозить стоящим в очереди воду и горячее питание.
Впрочем, все это может скоро пригодиться далеко не всем, поскольку, когда писались эти строки, власти Северной Осетии объявили: они могут ограничить въезд в регион на автомобилях гражданам без местной прописки из-за аномального скопления транзитного транспорта.
Читайте репортаж «Что происходит на границе России и Казахстана: решалы, стужа, волонтеры»