Услышанная характеристика рисовала в воображении женщину со стальным характером и соответствующей внешностью. Поэтому, когда в дверях кабинета появилась худенькая длинноволосая блондинка, больше похожая на девочку-подростка, я была удивлена.
Елена рассказала, что в феврале супруг с сослуживцами уехал на учения и лишь спустя какое-то время Елена узнала, что десантников направили на территорию Украины для участия в специальной военной операции. Их младшей дочери на тот момент было всего три месяца.
- Виталий тогда был командиром батальона связи. Вскоре нам сообщили о трагедии, случившейся с его командиром - к огромному сожалению, он погиб. И мой супруг был назначен на его место.
По словам Елены, она начала помогать подразделению мужа сразу же, как только появилась возможность отправлять посылки.
Любая помощь, безусловно, ценна, но для себя Елена решила, что хочет отправлять то, в чем действительно бойцы испытывают потребность. Ну и, конечно, всякие приятные мелочи.
- Всегда стараюсь передавать какие-то продукты питания, которые там трудно найти. Понятно, что ребята обеспечены всем необходимым. Мой муж ни разу не пожаловался, что чего-то не хватает, всегда на мой вопрос отвечает: "У нас все есть". Но я-то понимаю, что все мы живые люди. Поэтому всякие вкусняшки, которые долго не портятся, обязательно. Это как связь с мирной жизнью. Кофе, сгущенка, печенье.
Конечно, хотелось бы отправлять максимально разнообразные продукты, но если гуманитарный груз едет в составе колонны, то это долго. Не все продукты могут доехать. Бывает, что получается отправить самолетом. Тогда продуктовый набор можно собрать более разнообразным.
Помимо продуктов, как рассказала Елена, сейчас для ребят очень актуальны теплые вещи, особенно носки и термобелье. Температура ночами уже довольно низкая.
Также есть потребность в газовых баллонах и горелках, чтобы готовить пищу. Из-за неспокойной обстановки полевые кухни с горячим питанием не всегда могут проехать на линию соприкосновения. А значит, военнослужащие готовят еду самостоятельно.
- Недавно, кстати, собирали на обогреватели и закупали дрова, - добавляет женщина.- Благодаря помощи наших земляков удалось купить «КамАЗ» дров. Низкий поклон всем, кто помогал.
- Как часто у вас получается собрать груз и в каком объеме?
- Сейчас, когда появилась возможность авиасообщения и ребят стали отпускать в отпуска, мы стараемся отправлять с каждым самолетом хоть что-то. Пусть даже одну коробку, но и это важно. Мы здесь понимаем, как ребятам тяжело, какой моральный дух и мужество должны быть, чтобы справиться с тем, что они там проживают каждый день. А наш долг помогать им.
Елена вспоминает, что в жару на передовой очень ощущалась нехватка питьевой воды. Благодаря неравнодушным местным индивидуальным предпринимателям девушке удавалось отправлять тонны бутилированной воды.
- С мужем удается как-то поддерживать связь? - интересуюсь у собеседницы. - Вам ведь также необходимы слова поддержки от него.
- Это, наверное, мне свыше награда за то, что я делаю, но мы общаемся почти ежедневно, - голос Елены дрожит от подступивших слез. - Супруг же начальник связи. Ребята, его подчиненные, пересылают мне фотографии, просят отправить их женам или родителям. Муж всегда меня пытается подбодрить, говорит: "Ты как настоящая жена офицера должна ждать, надеяться и с гордостью принимать все тяготы".
- Тяжело быть женой офицера?
Елена замолчала, вытирая слезы, а потом твердо, почти по-военному ответила.
- Нет. Мой муж всю жизнь к этому шел, и я всегда его в этом поддерживала и буду поддерживать.
В июне Виталий приезжал домой на десять дней в отпуск. За три дня до этого он продлил контракт. Елена вспоминает, что тогда первый раз за все время дала себе слабину, расплакалась и спросила: "А как же я и дети?" Ведь муж мог не подписывать контракт и не возвращаться туда. На что Виталий ответил: "Я не могу бросить своих ребят, просто не имею права."
- И я горжусь, что мой муж именно такой. Настоящий русский офицер. Он все время мне говорит: "Мы там для того, чтобы наши дети не видели войны."
Елена поделилась, что они с супругом хотели бы, чтобы оба их старших сына пошли по стопам отца. Мальчикам сейчас 15 и 11 лет.
- Я очень хочу, чтобы они выбрали именно этот путь. Это наше с мужем общее желание, и мальчишки сами тоже хотят. Поэтому младший точно пойдет учиться в суворовское училище, а старший собирается поступать в высшее военное учебное заведение.
На мою просьбу рассказать историю их знакомства Елена признается, что ничего необычного в ней не было. Познакомились через общих друзей.
- История совсем банальная, но мы оба сразу почувствовали, будто знакомы всю жизнь. Мы полностью друг друга понимаем и очень любим. Виталий не дает мне опускать руки, ведь сейчас я и за отца, и за мать. И я уверена, что справляюсь, потому что знаю, он моя опора и мое плечо…
Елена поделилась, что недавно муж вместе с сослуживцами записали видеоклип, где благодарят всех, кто оказывает им помощь.
- Обратная связь от ребят очень важна. Людям, которые готовы помогать нашим военнослужащим, важно понимать, что эта помощь доходит до адресата. Ну и, конечно, слова благодарности тоже вдохновляют не останавливаться и продолжать поддерживать наших защитников.
По словам Елены, ивановцы очень стараются поддержать родных десантников. Все без исключения: и представители власти, и бизнесмены, и обычные горожане. Такое единство очень радует. Сбор организовывали даже администрации школ и детских садов.
- Вы общаетесь и с женами военнослужащих из других областей, везде ли чувствуется такая поддержка со стороны местных властей, как у вас в Иваново?
- К сожалению, не везде, - признается Елена. - На днях мне позвонила жена ныне покойного сослуживца мужа, который погиб при выполнении воинского долга в апреле этого года. Он с группой попал под минометный обстрел. Она, также как и я, многодетная мама.
После случившейся ужасной трагедии она с детьми продала квартиру в Иваново и перебралась в Долгопрудный, поближе к родителям.
Так вот, несмотря на то что дети получили статус пенсионеров, она не могла элементарно устроить их в детский сад. Руководство так и отвечало, что никаких льгот у нее нет и необходимо ждать в порядке общей очереди. А мы все знаем, как движутся эти очереди. Хорошо, что получилось подключить других людей, которые помогли решить эту проблему. Детей зачислили, и она смогла выйти на работу. Но ведь таких знакомых могло и не оказаться.
В довершение нашего разговора я попросила Елену сказать какие-то слова поддержки для наших военнослужащих, которые сейчас выполняют свой долг на передовых позициях.
- Мне хотелось бы передать всем нашим ребятам, чтобы они держались. Мы никогда их не бросим, - слезы вновь наполнили глаза женщины. - Очень бы хотелось, чтобы наше государство никогда о вас не забывало и не оставило. Чтобы все помнили, как вам тяжело вдали от семей, от детей, в холоде. Мы вас любим и верим, что скоро вы вернетесь домой. Что семьи вновь будут полноценные. Приезжайте скорее.