Еще 15-20 лет назад ребенку, носящему очки, было в классе неуютно – его обзывали очкариком или еще похуже. Зато сейчас добрая половина класса сидит в очках, поэтому никто никого не дразнит. За первые парты конкуренция – но не среди отличников, а среди тех, кто плохо видит.
Тот же Рособрнадзор не только стращает, но и дает рекомендации. Поменьше зависать в гаджетах и проводить меньше времени за компьютером. Организовать «зрительный режим»: продумать хорошее освещение и эргономику рабочего места ребенка, делать гимнастику, «глазную» и обычную… В реальности все эти правила довольно-таки далеки от жизни.
- Если сравнивать настоящий день с теми же условиями 20 лет назад, школьная программа усложнилась, – говорить учитель московской школы Светлана. – Больше напряжения на уроках и в выполнении домашних заданий. Глаза у ребят устают, конечно. Дети сейчас нагружены и перегружены, у них почти нет времени на прогулки. Да просто с горки покататься, на каток сходить некогда. А в свободное время все в телефоны утыкаются. Раньше бегали хотя бы на переменах. Сейчас все сидят по углам с телефонами.
Эксперты возвещают о том, что «пандемия близорукости» шагает по планете и дошагала до РФ. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году миопией будет страдать 50% населения всего земного шара (сейчас пока что вполовину меньше). Отечественные ученые клиники им. Гельмгольца, «Микрохирургия глаза» и СПбГПМУ провели исследование динамики роста миопии у школьников. Близоруких учеников в 1-м классе было 2,4%. К 5-му классу количество близоруких детей возросло 8 раз, к 11–му классу близорукими стали 38,6%. Исследование подтвердило гипотезу о негативном влиянии сложности учебной программы на зрение. Если в обычных общеобразовательных школах в выпуске оказалось 30,9% учеников в близорукостью, то в гимназиях и лицеях таких было 50,7%.
- Да, действительно, миопия помолодела, – говорит врач-офтальмолог Наталья Милдрет. – Это болезнь, для которой велик генетический риск. Если в семье кто-то страдал близорукостью, она, скорее всего, передастся детям. Что касается классов, которые часто переполнены, там не очень хорошее боковое освещение у большинства детей.
Желательно, чтобы у каждой парты были индивидуальные источники света. Стулья неудобные, без подголовника. Высота парт не регулируется, что тоже плохо. Дети же по-разному растут, сами знаете. Высоким приходится наклоняться, сутулиться, дети маленького роста тянутся, чтобы разглядеть доску. В итоге мышцы шеи и плечевой зоны перенапрягаются, возникает тонус, плохое кровообращение, что негативно сказываются на зрении. Но даже при идеальной осанке сидеть 45 минут детям не слишком хорошо, нужны динамические паузы. «Синий» свет от люминесцентных ламп вреден, и офтальмологи не устают об этом говорить. Но почему-то до сих пор в школах преобладает люминесцентное освещение. К этому можно добавить пересушенный воздух от батарей зимой, который сушит слизистую оболочку глаза.
Что касается компьютеров и гаджетов, то они не вредны сами по себе – проблемы со зрением провоцирует перенапряжение, усталость глаза. Я далека от рекомендаций вообще не давать детям телефоны или только на полчаса в день. Это сейчас нереально. Но хотя бы ограничить время дневного просмотра 2 часами в младшей школе, 3-4 в средней и 5 в старшей можно вполне. И не подряд смотреть, необходимы перерывы.
Да, есть довольно много гимнастик для глаз, упражнения с точкой на стекле и так далее. Практика показывает, что ни детей, ни родителей на них не хватает. Поэтому я могу посоветовать, особенно тем, у кого в роду есть люди с миопией, не пренебрегать каплями, хотя они и могут вызывать дискомфорт у ребенка. Причем длительным курсом в 3-4 месяца капать. Если уже есть очки, заказать линзы с защитной пленкой «от синего». Регулярно проверять зрение у специалиста, особенно если замечаете, что ребенок стал часто щуриться.