Помилование - это исключительное полномочие президента РФ, закрепленное в Конституции. Каждый осужденный имеет право о милости главу государства просить, а он её «осуществляет», то есть принимает решение по каждому прошению.
Статья 85 Уголовного кодекса конкретизирует: решения о помиловании всегда носят персональный характер, и указ президента на сей счёт может как освобождать от дальнейшего отбытия наказания, так и смягчать уже назначенное наказание, не отменяя его полностью. Кроме того, с подавшего прошение о помиловании гражданина, если наказание он уже отбыл, судимость могут снять.
Насчет судимости вопрос не праздный. По общему правилу у условно осужденных она погашается по истечении испытательного срока, у осужденных к не связанным с лишением свободы наказаниям - через год после отбытия наказания.
У тех, кто отправлен в колонию за преступления небольшой и средней тяжести - через три года после отбытия наказания, если преступление было тяжким - через 8 лет после отбытия наказания, а если особо тяжким - через 10 лет.
Пока судимость не снята, она налагает на человека определенные ограничения вроде запретов заниматься каким-то видом деятельности. Анкету портит. К тому же в избирательном законодательстве прописан запрет на выдвижение в качестве кандидата на выборах любого уровня, от муниципального до федерального, для судимых за целый ряд преступлений даже средней тяжести в течение нескольких лет после снятия судимости…
А теперь посмотрим, как выглядела и выглядит процедура помилования в обычной ситуации. До 2001 года, то есть при президенте Ельцине, при нём существовала Комиссия по помилованию, в которую входило 13 человек, 7 из них были юристами, остальные - известными общественными деятелями. Все прошения осужденных со всей страны направлялись в эту комиссию, она их рассматривала при помощи аппарата, а готовые документы с рекомендациями клала на стол президента. А тот подписывал соответствующие указы - или не подписывал.
Помилование в 90-е годы с каждым годом набирало обороты, и в 2000 году, к примеру, акт гуманизма был проявлен в отношении более 12 тысяч человек. Значительная часть добившихся милости была осуждена за тяжкие преступления, это не очень нравилось экспертам и обществу… В конце 2000 года президент Путин свою комиссию по помилованию распустил («они только жалели, а нужно не только жалеть», - такими словами объяснил он свое решение), а порядок подачи и рассмотрения прошений серьезно изменил.
Вместо одной центральной комиссии свои комиссии были созданы в каждом регионе, туда попадали ходатайства и документы на заключенных, там выносились рекомендации - стоит или нет помиловать данного конкретного гражданина. Значительная часть прошений отсеивалась уже на этой стадии, а судьбу получивших шанс решали в Администрацию президента, где документы ещё раз проверялись, и лишь потом ложились на стол президента. Количество ежегодных помилований сразу и резко сократилось - сначала до примерно трех десятков в год, а потом и того круче. Определенный рост - опять же до нескольких десятков помилований в год - случился во время президентства Дмитрия Медведева, а в последние два срока Владимира Путина для того, чтобы посчитать число ежегодных помилований, обычно хватало пальцев одной руки.
Правозащитники критиковали новую процедуру за излишний бюрократизм, и вопрос о её совершенствовании поднимался почти на каждой традиционной декабрьской встрече президента с его Советом по развитию гражданского общества и правам человека.
В 2018 году, например, тогдашний глава Совета Михаил Федотов предложил создать в дополнение к региональным комиссиям по помилованию ещё и федеральную, формировать которую могла бы помочь Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова - чтобы региональные комиссии направляли туда свои предложения, и рассматривались они с участием правозащитников, а не только кремлевскими чиновниками.
Владимир Путин в ответ сказал, что к комиссии образца 90-х годов было «очень много нареканий», «там можно было уже начать привлекать членов этой комиссии за лоббирование», поэтому и перешли к другому, более демократичному, по его мнению, порядку. Но если не очень это работает - «давайте посмотрим», согласился президент. И поручил своей администрации совместно с Минюстом, Уполномоченным по правам человека в РФ и губернаторами «рассмотреть вопрос о совершенствовании процедуры формирования комиссий по вопросам помилования» в регионах и к лету 2019 года представить на сей счет предложения.
Итогом проделанной работы стало подписание им в декабре 2020 года указа, который несколько изменил порядок рассмотрения вопросов о помиловании и уточнил некоторые детали. В мае 2021 года в этот указ опять вносились некоторые изменения, и на данный момент процедура выглядит так.
Просить о помиловании получили право не только осужденные, но и уже отбывшие наказание и имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также некоторые другие категории преступников. В отношении злостных нарушителей режима или тех, кто ранее подпадал под амнистию или помилование, но вновь преступил закон, помилование не применяется «как правило», что означает: в определенных ситуациях по воле президента и рецидивисты, и злостные нарушители режима в колониях на его милосердие рассчитывать могут.
Осужденный обращается к президенту с ходатайством о помиловании, администрация колонии регистрирует бумагу и направляет её с приложением ряда документов прокурору, а уже тот - в региональную комиссию о помиловании. Рассмотрев в установленные сроки документы, комиссия передает их губернатору со своими рекомендациями, а тот выносит, в свою очередь, свои, и отправляет их в Кремль.
При рассмотрении ходатайства о помиловании «принимаются во внимание» следующие моменты: характер преступления, совершенного осужденным, его поведение в колонии, срок отбытый, возместил ли он ущерб потерпевшим, каково его состояние здоровья, семейное положение, обращаются ли с просьбой о помиловании его родственники или адвокаты. И ещё выясняется мнение жертв преступлений или их родственников о возможности помилования…
Президент РФ соглашается и подписывает указ - или не соглашается и прошение о помиловании отклоняет.
Важный момент: никакого упоминания об обязательности признания вины осужденным в ходатайстве о помиловании в Положении о работе региональных комиссий нет. Но сам президент Путин, судя по ряду его высказываний, считает, что признание вины все-таки нужно.
Стоит заметить, что все эти обычные порядки и процедуры могут быть нарушены (и нарушались не раз) при принятии решений о т.н. «политических» помилованиях. И это нормально: мы же говорили, что помилование - это исключительное полномочие президента по Конституции, кого хочет, того и милует…
Например, в конце 2013 года в прошении о помиловании Михаил Ходорковский не признавал свою вину - он просил дать ему возможность проститься с умирающей матерью, и это прошение президент РФ подписал, назвав его содержание позднее «косвенным признанием вины».
А украинка Надежда Савченко в 2016 году вообще не просила о помиловании - чтобы её отпустить, Владимиру Путину оказалось достаточно просьбы родственников погибших российских журналистов. Савченко тогда обменяли на двух россиян, которых, кстати, тогдашний президент Украины Петр Порошенко тоже помиловал, изменив обычно принятую в таких случаях процедуру…
Нынешнюю ситуацию обычной не назовешь. Поэтому если через несколько месяцев мы вдруг узнаем, что число помилованных в России резко выросло по сравнению с нынешним, по сведениям «МК», нулем, можно будет сделать вывод, что политическое решение в отношении осужденных - участников военной спецоперации действительно принималось, и данное им обещание выполнено.