Центры настоящего
«Точки роста» создаются на базе уже существующих школ в малых городах и селах: под них либо выделяют помещения в школах, либо возводят дополнительные пристройки или здания. В центрах проводят уроки по направлениям «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а еще организуют кружки дополнительного образования.
«Точки роста» полностью оснащены современным оборудованием. Здесь появились современные компьютеры, 3D-принтеры, квадрокоптеры и шлемы виртуальной реальности. Еще несколько лет назад для сельской местности все это было похоже на фантастику. Но благодаря нацпроекту «Образование» будущее превратилось в настоящее. Сегодня открыто уже 9500 «Точек роста», а до конца 2024 года в России, прежде всего в малых населенных пунктах, будут работать 24 950 таких центров.
Так, в Приангарье благодаря нацпроекту «Образование» за три года создано 247 «Точек роста» – это 102 центра образования цифрового и гуманитарного профиля и 145 центров естественно-научной и технологической направленностей. В них уже проходят обучение около 50 тысяч школьников.
Ростовская область лидирует в стране по темпам открытия «Точек роста». И это не удивительно – в регионе много станиц и поселков.
Балабановская школа № 13 находится в хуторе Таганрогский Егорлыкского района Ростовской области. В ней обучаются всего 73 ребенка. «Точка роста» здесь открылась в 2021 году, и, по словам директора Ирины Сергуновой, абсолютно все ученики пользуются дополнительными возможностями. Благодаря нацпроекту в этой совсем небольшой школе удалось создать особое пространство со своим собственным дизайном, а также закупить уникальное для района оборудование, о котором раньше и мечтать не приходилось. Оно позволяет проводить более расширенные опыты и эксперименты по физике, химии и биологии, чего в обычной школьной учебной программе нет. Раньше все это показывали и объясняли на пальцах. Плюс в «Точке роста» была оборудована шахматная зона.
«Дети проявляют большой интерес. Ученики 7, 8 и 9-х классов ходят на допзанятия по предметам практически в полном составе. Шахматами стали заниматься все поголовно с 1-го класса. Преподают наши же учителя-предметники, которые для работы в «Точке роста» проходили курсы повышения квалификации. Качество образования заметно улучшилось. Увеличился интерес к предметам. Дети делают успехи в олимпиадах», – говорит Сергунова.
Развивают воображение
Для многих любимым занятием в детстве был конструктор. В «Точке роста» Акбулакской школы № 2 детские игрушки превратились во взрослое увлечение.
Два года назад ребята по направлению «Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды» начали знакомиться с конструированием.
«Дети решили создать что-то более сложное, новое и совершенное. Идею поддержали руководители центра «Точка роста» Дмитрий Прокопов и Евгений Морозан. В течение нескольких недель участники проекта создавали оригинальные модели, используя не только готовые схемы сборки, но и свое воображение. Следующий этап – программирование собранных моделей. Ребята смогли «оживить» модели», – рассказала руководитель центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Елена Кудряшова.
Ученики Ширинской общеобразовательной школы в Тульской области тоже увлекаются конструированием и робототехникой. Благодаря нацпроекту «Образование» здесь появился новый учебный кабинет естественных наук и цифровых компетенций. В центре «Точка роста» открылись современные лаборатории для изучения химии, биологии и физики, робототехники и нейротехнологий.
Ребята добиваются успехов и уже участвуют во всероссийских конкурсах. В 2021 году им удалось показать свои изобретения на конкурсе «Лучший робототехник».
В центрах «Точка роста» школьники могут не только конструировать и собирать роботов, но и создавать мультфильмы. Так, ребята из Термальненской школы Елизовского района Камчатского края сделали мультик на корякском языке по мотивам сказки «Амалё». Озвучивать и переводить его помогала педагог Надежда Иванова.
Учителя видят, как творческий процесс помогает детям развивать навыки работы в команде и попробовать себя в разных ролях: сценариста, художника, режиссера и даже монтажера.
«За время существования нашей «Точки роста» мы видим, как ребята растут при создании проектов, растут их запросы и, соответственно, результаты. Мы их не ограничиваем ни в мечтах, ни в полете фантазии, каждый ребенок движется по своей индивидуальной траектории в удобном именно для него режиме», – пояснила директор школы Елена Потанина.
Еще несколько лет назад у городских школьников было намного больше возможностей для развития и образования. Благодаря нацпроекту «Образование» разрыв между городскими и сельскими школами сокращается. Даже в небольших школах появляется современная техника и оборудование. Все это позволяет по-новому подойти к обучению детей по целому ряду предметов.
Читайте также: Культурная среда: школы искусств становятся кузницами талантов
В мире образования: в России изобретателей воспитывают с детства
«Билет в будущее». Как российским школьникам определиться с профессией?