Разнообразие новшеств поражает. Тут вовсе не только новомодные словечки, связанные с пришествием Интернета. Хотя, разумеется, их тоже хватает: "видеоблогер", "информер", "онлайн-пресс-конференция" (так, с двумя дефисами, и пишется), "погуглить" и "медиафейк". Есть просто модные, современные понятия: "прокрастинация", "бургерная", "стендап-комик", "хасавьюртовский", "Крымский мост", "бумеры", "миллениалы", "стобалльник", "суржанка", "покерфейс".
Отдельный блок составили новые зафиксированные словарем явления, так или иначе связанные с пандемией коронавируса. Тут "антиваксер" и "антипрививочник", "допандемийный", "жизнеугрожающий", "коронакризис" и "коронаскептик", "ковид отрицательный (-положительный, -инфицированный)", "скоропомощной" и пр.
Правильное написание названий населенных пунктов, прочих имен собственных или связанных прилагательных часто беспокоит не только профессиональных редакторов, но и публику, известную как граммар-наци. А людей, для которых написание слов — «священная корова», довольно много, судя по баталиям в соцсетях. И, конечно, грамотность важна школьникам, им еще ЕГЭ сдавать. Теперь всем понятно, как пишутся такие словесные выражения, как Гиперборея, Квадрантиды, Кемеровская область-Кузбасс, линия Маннергейма, Восточно-Прусская операция, кизилюртовский и др. И, наконец, просто красивое: по-жюль-верновски, к примеру. Стимпанк по-жюль-верновски…
А если кто-то скажет, что все это оторвано от жизни и далеко от обычного человека, тоже ошибется. Среди 151 новых слов и редакций много знакомых понятий. И даже целые законченные высказывания имеются. "Безо всяких-яких", к примеру. Или: "есть где, есть куда и есть с кем". "Ешь-пей – не хочу!" "Ни куется ни плющится, ни шьет ни порет"…
Хотя, как часто бывает в словарях, непонятной зауми тоже хватает. Ради таких вот новых слов, как "аморель", "газетир", "джетлаг", "диерама" или же "очки-консервы". большинству придется-таки залезть вдобавок в толковый словарь.
– Есть научно-информационный электронный общедоступный орфографический академический ресурс, – рассказывает лингвист, член Орфографической комиссии РАН Мария Ровинская, – в Институте русского языка имени академика Виноградова. На этот ресурс были помещены слова, уже внесенные в Русский орфографический словарь 2012 года. Потом в этом словаре были исправлены ошибки, внесены изменения. Внесли их по решению экспертов, занимающихся орфографической работой в Институте русского языка. И затем этот ресурс стал дополняться.
Зачем он сделан? Мы понимаем, что новые слова в языке сейчас стали появляться с довольно большой скоростью. А внесение новых слов в бумажный словарь – это достаточно длительный процесс, не быстрый. А у грамотных носителей языка есть запрос на правильное написание тех или иных слов. Мы, специалисты-лингвисты, должны дать им справку. Или, если норма еще не устоялась, хотя бы рекомендацию – как правильнее по сравнению с другими вариантами. В электронном виде это сделать гораздо удобнее.
В течение каждого года происходит работа, слова обсуждаются специалистами, которые работают в Институте русского языка. Специалисты выбирают слова, в которых есть проблема, «опасное место», где носитель языка легко может сделать ошибку, написать неправильно. Это слово не должно быть ситуативное, не быть словом-однодневкой. Это должно быть слово, которое уже вошло в язык, которое носители языка понимают и используют в письменной речи. Как слово «бумер», например, (поколение, которое родилось в период с 1945 по 1964 годы, во время «бэби-бума». – Авт.). Слово, которое и в научной литературе стали упоминать, в лингвистической, социологической, психологической литературе его используют как термин. Соответственно, это слово должно появиться в словаре, чтобы его писали правильно. Или какие-то фразеологизмы, которые не были зафиксированы. Чтобы носитель языка всегда имел возможность обратиться к удобному ресурсу и получить ответы на свои орфографические вопросы.
С одной стороны, создатели словаря должны отвечать вызовам времени, соответствовать реальной языковой ситуации и не пропускать важные слова. С другой – вряд ли разумно включать в такой ресурс слова, которые сегодня существуют, а завтра исчезают. Когда лексика такую экспертную оценку проходит, она добавляется в словарь.
– Школьники, студенты должны консультироваться с ресурсом при подготовке к экзаменам?
– Безусловно. И при подготовке к экзаменам, и при написании официальных текстов, и во всех прочих ситуациях.