Из 2153 учебников в России останется 300

Образовательное пространство будет единым уже через 5 лет

На первом пленарном заседании осенней сессии 13 сентября Госдума с места в карьер единогласно приняла в первом чтении законопроект о введении обязательных федеральных программ и учебников по ряду школьных предметов. Министр просвещения объяснил: переходный период начнется в следующем учебном году и займет пять лет. Работающим по особым программам и методикам частным школам новые требования тоже выполнять придется.

Образовательное пространство будет единым уже через 5 лет
Председатель Комитета по просвещению Ольга Казакова. Фото: duma.gov.ru

Под инициативой подписалась группа депутатов из разных фракций и сенаторов, но работа над ней шла с 2015 года в тесном контакте с профильным ведомством, которое ее полностью поддерживает, следовало из слов участвовавшего в пленарном заседании министра просвещения Сергея Кравцова.

Один из авторов, вице-спикер Петр Толстой («ЕР»), доложил: речь идет о создании «единого образовательного пространства в стране». Понятие «примерная программа», которое позволяет методистам и педагогам порой «излишне вольно трактовать отдельные темы или уделять их изучению недостаточно внимания», сказал он, уйдет в историю. По ряду предметов федеральные программы станут общеобязательными: в начальной школе это русский, литературное чтение, окружающий мир, в средней — русский, литература, история, обществознание, география и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). «Это гуманитарные предметы, которые формируют мировоззрение человека», вариативность в подаче материала в учебниках, которых только по истории несколько десятков, порождает «сумбур в голове», пояснил вице-спикер. Обязательными станут также федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.

Переход школ на единые программы планируется осуществить до 1 сентября 2023 года, а сами программы Минпросвещения должно подготовить до 1 января 2023 года. Так как задания для ОГЭ после 9-го класса и ЕГЭ после 11-го класса по перечисленным предметам тоже будут основаны только на общефедеральных программах, необходимость в репетиторах «минимизируется», ожидает г-н Толстой.

Еще один автор, глава думского Комитета по просвещению Ольга Казакова («ЕР»), назвала новые обязательные программы «золотым стандартом качества знаний наших детей», базовым уровнем, одинаковым для всех школ в стране.

Ксения Горячева («Новые люди») спросила, как станут отбирать авторов новых учебников. Г-жа Казакова пояснила: этим займется Минпросвещения, «естественно, с привлечением экспертов и комиссий», на конкурсной основе, а авторские права на учебники будут принадлежать государству.

Сейчас в федеральном перечне 2153 учебника по разным предметам, после перехода на единые учебники по ряду предметов их минимальный комплект сократится примерно до 300, напомнил Василий Власов (ЛДПР). Он спросил, где Минпросвещения и регионы возьмут деньги на их разработку и печать, если в финансово-экономическом обосновании написано, что дополнительных расходов не потребуется.

Г-н Кравцов сказал, что на приобретение учебников регионы тратят порядка 30 млрд рублей в год, и выразил надежду, что удастся сэкономить, потому что авторские отчисления платить будет не надо. Проблем в ведомстве не видят, тем более что переходный период на единые учебники займет пять лет. «Никто не говорит, что с 1 сентября все уже начнут работать по новым, все те учебники, которые сейчас есть, будут работать до завершения срока действия», — заверил министр.

Александр Демин («Новые люди») обратил внимание на то, что предложение исключить из закона «Об образовании» слова о вариативности образовательных программ вызывает опасения у многих учителей. «Есть успешные частные школы, со своими программами, и что будет с ними? Мы отнимаем право отправлять ребенка учиться туда, куда родители хотят?» — спросил он. В России работает 871 частная школа, все они получают госаккредитацию, а чтобы ее получить, надо будет соответствовать федеральным общегосударственным программам и свои подходы реализовывать в их рамках, ответила г-жа Казакова.

Ольга Алимова (КПРФ) считает правильным вернуть начальную военную подготовку в старших классах — по ее словам, в советское время на НВП как раз и занимались патриотическим воспитанием. Г-н Кравцов рассказал, что сейчас патриотическим воспитанием учителя будут заниматься на специальных внеурочных занятиях «Разговоры о важном», которые проходят раз в неделю. К тому же с 1-го класса вводится предмет «Историческое просвещение», а в школьные учебники по истории включат вопросы о специальной военной операции, ее целях и задачах — «чтобы не было дезинформации, тех фейков, которые сегодня стремятся расшатать нашу страну и наших школьников». Да и в предмете ОБЖ есть, по словам министра, «специальный модуль в части НВП», а «нужно ли что-то еще тут расширять и дополнять, можно обсудить отдельно».

Олег Смолин (КПРФ) предложил коллегам не торопиться с принятием законопроекта, внесенного 8 сентября: вопрос, мол, важный, к тому же образование — предмет совместного ведения центра и регионов, а сейчас даже многие депутаты путаются в понятиях… Но г-жа Казакова заверила, что норм совместного ведения в законопроекте нет, с чем согласился и совет Думы. А то, что депутаты путаются, — не страшно, «главное, чтобы министерство не путалось, которое отвечает за эту работу». Авральный режим принятия инициативы она объясняла в том числе и тем, что «противников системы единства много и сопротивление серьезное».

На внесение поправок ко второму чтению депутатам дали чуть больше двух часов. Второе и третье чтение запланированы на 14 сентября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28868 от 14 сентября 2022

Заголовок в газете: Из 2153 учебников останется 300

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру