Мария Бутина предложила ввести в школах уроки профайлинга для вычисления врагов

«Заметил подозрительного субъекта? Сообщи»

Очень «злободневное» предложение родилось у депутата Госдумы Марии Бутиной. По ее мнению, в школах следует ввести уроки профайлинга. Если кто не в курсе, это метод, позволяющий «считывать» человека и его намерения по его внешности и поведению. По мнению депутата, вычислять «нехороших» граждан и докладывать куда следует — очень важный для ребенка навык, который пригодится ему в жизни.

«Заметил подозрительного субъекта? Сообщи»
Фото: пресс-служба Госдумы.

Мария Бутина (кстати, до депутатства — член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ) считает, что профайлинг очень эффективен в борьбе с террористической угрозой. «Заметил подозрительного субъекта — сообщи», — пояснила она. И на всякий случай добавила: «Надо понимать, что гражданская бдительность — это не доносительство». Это чтобы ненужных ассоциаций ни у кого не возникло.

Ну, понятное дело, что не доносительство. Техника определять подозрительных людей «на глазок» и сообщать куда следует у наших наиболее ответственных и бдительных граждан уже исторически отработана. И называется она, конечно же, не доносительством, а проще и короче — стукачеством. Правда, с годами мы ее немножко подзабыли. Неужели пора вспоминать?

Впрочем, оставим морально-этический аспект конструкции «заметил подозрительного субъекта — сообщи», а попробуем представить, как профайлинг будет применяться юными россиянами на практике. Можно, например, включить в школьную программу соответствующий обязательный предмет и даже создать в профильные классы профайлеров. Ну есть же у нас классы айтишников и росгвардейцев, а вычисление подозрительных граждан, судя по всему, скоро тоже станет востребованной профессией, кадры для которой нужно готовить с малолетства. 

Так вот, обучившись искусству быстро определять намерения человека по внешности и поведению, ученик будет сообщать о подозрительных личностях, к примеру, классному руководителю или директору. Можно для начала отрабатывать этот навык на своих же одноклассниках: нет ли среди них будущих потенциальных террористов или маньяков? И тут можно сразу подключить класс росгвардейцев — чтоб практиковались. Юные стражи общественного порядка будут задерживать подозрительного сверстника и сопровождать на допрос в класс юных следователей. Да, такой школьный профиль тоже непременно стоит создать (следователь — тоже профессия перспективная). Ну а что будет дальше — каждый из нас может додумать сам.

«Одна из самых очаровательных женщин, каких я знал, отравила троих детей, чтобы получить высокий страховой полис. А самая отвратительная внешность была у одного филантропа, который истратил четверть миллиона на лондонских бедняков». Эти слова великого книжного сыщика Шерлока Холмса вряд ли будут напоминать юным стукачам на уроках профайлинга. Ведь во времена угрозы терроризма явно не до исключений, не правда ли?

Конечно же, профайлинг вполне имеет право на существование, этот метод применяют во всем мире. Например, в ФБР есть отдел прогнозирования поведения серийных преступников. А в России при подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи профайлинг активно использовали на транспорте, для чего даже внесли изменения в закон о транспортной безопасности. Правда, госпожа Бутина не объяснила, насколько корректно приравнивать детей к сотрудникам ФБР или профессионалам. Ведь это просто дети, у которых нет ни психологического, ни какого-либо другого образования, которое позволило бы им оценивать других людей.

Повесить на человека ярлык преступника или просто причислить его к «подозрительным» непросто даже при наличии объективных доказательств. Именно поэтому не каждый взрослый готов стать полицейским, судьей, прокурором — уж слишком велика ответственность за чужую судьбу. Ошибешься — и всю жизнь с этим живи.  

А ведь «профайлить» соседей, коллег, одноклассников — ответственность не меньшая. Привидится тебе, что перед тобой педофил или террорист, — и закрутилась законодательная машина. Вот он уже и подозреваемый, вот уже и пресса с соцсетями подхватили сенсацию. Ну, а если окажется, что метод профайлинга дал сбой или «специалист» ошибся — перед беднягой извинятся и отпустят. И плевать на его репутацию и на то, что «ложки нашлись, но осадок остался». Или не извинятся и не отпустят — кто у нас любит признавать свои ошибки?

Но главное не эти рефлексии, главное — научить детей этому искусству по щелчку определять, кто благонадежный, а кто — нет. Лучше, как говорится, перебдеть.

Не упомянула депутат и о том, кто и как именно должен вести в школах занятия по профайлингу. Где набрать в таком количестве реальных специалистов по такому ну уж очень специфическому предмету. Впрочем, это уже не важно. Главное — идея подкинута, зерно брошено в «благодатную» почву инициативных граждан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28864 от 8 сентября 2022

Заголовок в газете: Как попасть в стукачи

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру