Впервые родители принимают столь активное участие в такой масштабной программе, как капремонт школ. А был ли у них на это запрос изначально?
В конце прошлого года по поручению Президента РФ стартовала беспрецедентная по масштабу федеральная программа по капитальному ремонту школ. Потребность в этом назрела давно: с первых дней работы нашей Комиссии тема капитального ремонта школ была одной из наиболее часто и громко звучащих в Общественной палате РФ и в нашей региональной сети.
«В стране строят прекрасные новые школы, но и давно построенные нуждаются в модернизации», – говорили нам родители. Мы обсуждали это с министром, выносили на обсуждение соответствующей рабочей группы Госсовета РФ. Отрадно, что сегодня этому вопросу уделяется особое внимание на самом высоком государственном уровне.
Программа, если быть конкретней, носит название «Модернизация школьных систем образования» и предполагает как капитальный ремонт, так и переоснащение школ, развитие их инфраструктуры, а также повышение квалификации преподавателей и управленческих команд образовательных организаций.
Современная школа –это место, где дети проводят больше всего времени после дома. Помните, как лет 10–15 назад прошла волна ремонтов в квартирах? Мы сняли ковры со стен – кардинально изменилось наше представление об эстетике и эргономике жилых пространств. Аналогичный процесс трансформации сейчас происходит со школами. Школьная среда требует переосмысления и перезагрузки – как по форме, так и по содержанию.
Что больше всего волновало родителей на этапе составления ТЗ по капремонтам? Как изменится содержание учебных заведений, ведь ремонт – это не только про новые окна?
Что касается содержания, то сейчас в обучении применяются различные педагогические приемы и методики – и пространство должно позволять их реализовывать: легкая мобильная мебель, возможности зонирования и трансформации школьных пространств, выход за пределы класса… Уже ни у кого нет сомнений, что образовательная среда как совокупность условий оказывает мощнейшее влияние на развитие ребенка, становление его личности, мировоззрение, учебную мотивацию и многое другое. И если мы хотим вырастить поколение созидателей, творцов, нестандартно мыслящих людей, готовых идти в новое, решать сложные задачи, работать в команде, то и место, где они растут, школа, должно стать креативным пространством, создающим соответствующие условия и атмосферу. Здесь критически важен процесс соучаствующего проектирования, а также привлечение на самых ранних стадиях работы над проектом дизайнеров-проектировщиков, разбирающихся в вопросах создания современных образовательных пространств. У нас в стране таких специалистов и команд немного, но они есть, и наш опыт взаимодействия с ними как с экспертами говорит о том, что они готовы щедро делиться своими знаниями и умениями.
Если говорить о том, чего больше всего хочется родителям, то я бы сказала, что им хочется абсолютно понятных вещей: чтобы их дети в школе были в безопасности (современная система безопасности, просматриваемость всех помещений, где встречаются ребенок и взрослый, отсутствие «темных углов» в школе с целью профилактики буллинга), чтобы не было вреда здоровью детей (это требования к школьной мебели, освещенности, условиям для занятий спортом, качеству питания и комфортным помещениям для приема пищи).
Психологический комфорт ребенка в школе выходит чуть ли не на первый план для родителей (здесь и требования к туалетам и раздевалкам, и наличие мест для общения детей друг с другом и со взрослыми, и зоны для отдыха, и условия для уединения и самостоятельной работы в течение дня), возможности для развития и раскрытия талантов (разнообразные пространства для дополнительного образования – различные студии, соответствующее оборудование и средства обучения).
Да, в старых зданиях школ часто наблюдается дефицит таких пространств. В этом случае целесообразно применять современные решения, которые позволяют делать помещения многофункциональными, трансформировать их под разные задачи. Такие решения есть, их стоит изучить и активнее применять, а не держать, например, актовый зал 80% времени на замке, и использовать их только по праздникам. Аналогично – со школьными музеями и библиотеками.
В стране взят курс на «школу полного дня», а значит, в школе должны быть комфортные пространства как для учебы, так и для отдыха и общения. Часто, особенно в малых городах и селах, школа – центр социума. Логично, что тогда ее именно так и нужно проектировать. Еще раз подчеркну, что при проектировании новой школьной среды исполнителям критически важно с самого начала работы над проектом быть в диалоге со всеми участниками образовательного процесса: учителями, учениками, родителями, администрацией школы. В противном случае деньги будут потрачены, а уровень удовлетворенности результатом будет низким.
На сегодняшний день большая часть работ уже должна быть выполнена. Справляются ли регионы, ведь для родителей и детей очень важно 1 сентября прийти на линейку в родную школу?
К 1 сентября 2022 года завершится первая волна ремонтов. По плану к новому учебному году после капитального ремонта должны будут открыться 1650 школ. По нашим данным, около 50 школ (это менее 4%) могут завершить ремонт с задержкой. Основные причины, по которым срок сдачи объектов может быть нарушен, – это обнаружение дополнительных работ, недобросовестные подрядчики, изменение сроков исполнения контракта в связи с внесением изменений в ПСД. Каждая такая школа находится на особом контроле у региональных властей. Федеральный штаб общественного родительского контроля также следит за тем, чтобы до завершения ремонтных работ для учеников этих школ учеба была организована должным образом.
Ремонты начались в преимуществе весной. Насколько, по вашему мнению, успешно и быстро удалось выстроить диалог администраций, родителей и учительского сообщества?
Первая волна реализации Программы наглядно показала, что крайне ценно на самых ранних стадиях работы над проектом модернизации школы привлекать проектировщиков – специалистов по созданию современных образовательных пространств, которые хорошо ориентируются в современных трендах, технологиях, методологических подходах, моделях и компонентах образовательной среды, способных, опираясь на принцип соучаствующего проектирования, создать настоящий шедевр – с учетом всех возможностей и ограничений, в том числе финансовых. Таких специалистов в стране пока, к сожалению, не очень много, но ценность их вклада нельзя недооценивать. Более того, их успешный опыт можно будет масштабировать в рамках страны. Люди будут оценивать эффект от федеральной программы не по толщине бетонной стяжки под полом, а по тому, как изменилось качество жизни их детей. И поэтому важно всем участникам образовательного процесса заранее договориться об образе результата.