Антиалкогольная кампания Горбачева: «Пьянка была везде, знаю по работе Раисы Максимовны»

Минеральный секретарь

Минеральный секретарь
Антиалкогольная демонстрация на Пушкинской площади в Москве. 1987 год.

тестовый баннер под заглавное изображение

Среди «генсековских» свершений Горбачева одно из самых заметных мест заняла антиалкогольная кампания, «отцом» которой считают Михаила Сергеевича. Впрочем, он сам, отвечая на вопросы, от такой роли упорно открещивался. Мы вспомнили, как шла в те годы борьба с пьянством советских граждан. Минеральный секретарь, Генсок... Народное творчество породило во второй половине восьмидесятых немало едких прозвищ для нового руководителя партии и страны, который столь активно ополчился на горячительные напитки.

Резкий старт с места случился в мае 1985 года: 7-го числа – как раз накануне большого всеобщего праздника, сорокалетия Победы, были подписаны постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и соответствующее постановление Совмина СССР. А спустя буквально неделю вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». На следующий день главная советская газета «Правда»  опубликовала передовицу под заголовком «Трезвость — норма жизни!», и этот лозунг на несколько лет стал определяющим для жизни страны.

Горбачев позднее неоднократно подчеркивал в интервью, что он вовсе не является отцом-основателем «сухого закона»: «На самом деле проблема пьянства в стране была исследована и разработаны меры по борьбе с ним задолго до моего прихода на должность генсека». «Это была общая позиция Политбюро!»

«Громыко напомнил мне про уже готовые и разработанные антиалкогольные мероприятия».

«Мы планировали сократить продажу водки, ограничительные меры продаж ввести, повысить ответственность руководителей за внедрение здорового образа жизни».

Хотели как лучше, а вышло... Закрывали заводы, выпускавшие спиртное, вырубали виноградники, перепрофилировали на реализацию соков отделы во многих магазинах, а в оставшихся ограничивали время продаж водки и вина. Но народ все равно находил «неиспользованные резервы».

Автору этих строк довелось слышать, например, эпическую историю о предприимчивых сахалинских авиаторах, которые в условиях тотального дефицита горячительных напитков готовили ликер-шасси - перегнали на пойло две цистерны антиобледенительной жидкости, предназначенной для самолетов. А заботливый товарищ снабдил меня в ту же пору ценнейшим рецептом: как гнать градусосодержащий продукт из коры дуба.

Между тем с подачи Кремля были спешно организованы новые антиалкогольные структуры — Всесоюзное общество борьбы за трезвость, журнал «Трезвость и культура»... С редакцией последнего довелось сотрудничать.

Для подготовки очередного номера в авральном порядке мели подряд все — лишь бы хоть какой-то намек в тексте был на правильный образ жизни без присутствия спиртного. При этом редактор, с которым мы контактировали, неоднократно в разговорах повторял, что журнал обязательно будут расширять, увеличивать количество номеров. «Нас читают в обязательном порядке все наверху. В том числе и сам Михаил Сергеевич!»

Читать-то он, может, и читал. А вот как контролировал процесс? Насколько удалось уточнить по хроникам тех лет, в крупных форумах, организованных Обществом трезвости, сам Михаил Сергеевич и его ближайшие соратники не участвовали. Однако статистика, характеризующая успехи в борьбе с зеленым змием, готовилась для ЦК КПСС и главы партии регулярно. Причем руководители на местах прикладывали массу усилий, чтобы статистика эта выглядела как можно более победной: сокращено, закрыто, перепрофилировано... Усердие такое сплошь и рядом перехлестывало все разумные границы.

Галина Польских в фильме "Светлая личность"

Складывается впечатление, что в своих публичных выступлениях Горбачев не стремился педалировать тему борьбы с пьянством. Наверняка понимал, что тут — палка о двух концах.

В журналистских анналах нашлось лишь несколько ярких высказываний Генсека на сей счет.

«Пьянка была везде. И на производстве, и на кафедрах. Это я знаю по работе Раисы Максимовны».

«Русский становится откровенным только со стаканом или рюмкой».

«А я предупреждал: нашим гражданам пора приходить к выводу – так безбожно гулять, не жалеть ни себя, ни близких – это недопустимо».

К малопочетному финалу антиалкогольная кампания имени Горбачева подошла довольно быстро. Атаки на горячительное стали притормаживать уже в 1987-м. А к 1990 году наступление полностью заглохло на всех фронтах.

Использованные в стране способы борьбы с увлечением выпивкой были признаны потом инициаторами кампании неправильными. Сам Михаил Сергеевич подтвердил это: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

«Считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась... Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы».

Читайте материал «Конец памяти: Дом Горбачева на его родине бесхозно разрушился»  

«Женат навечно»: кадры истории любви Михаила и Раисы Горбачевых

«Женат навечно»: кадры истории любви Михаила и Раисы Горбачевых

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру