ВПР (всероссийские проверочные работы) вовсе не порождение ковида, как многие думают. Появились они в 2015 году как наш ответ системе проверки знаний PISA. Мол, вы наши школы оцениваете (и результат оказался не очень) – мы будем перепроверять. Поэтому в вопросы ВПР перекочевали некоторые элементы буржуинских тестов – метапредметность, нативность, умение самостоятельно искать информацию…
- Когда это все в 4-х классах появилось, прижилось не сразу, – вспоминает учитель начальных классов московской школы Лидия. – И форма подачи вопросов, и сами вопросы сильно напрягали не только детей, но и нас, учителей. Допустим, дается кусок какого-то текста и вопрос – «Что это за текст?» В каком смысле? По стилю, по содержанию?.. Или вот, по литературе – задание, где надо не только прочесть рассказик, но и подсчитать деньги, за входные билеты в зоопарк, например. Дети в ступоре – по литературе, и считать. Застывали, не с знали, что делать дальше, хотя мы писали пробные работы.
Пожалуй, больше начальной школы были недовольны только 11-классники. Тут ЕГЭ на носу, а в апреле надо готовиться еще к ВПР. К счастью, каждый год требовалось писать эти контрольные не всем подряд, а выборочно каким-то классам.
Со временем с ВПР как-то смирились. Вопросы отладили, убрав основные неточности и «косяки». Материал сделали прозрачным – демоверсии тестов висят на сайтах ФИПИ и ВПР. Прошлогодний эксперимент с ВПРами на компьютерах тоже себя оправдал – «поколение компьютерной мыши» щелкало тесты по английскому и информатике на компе быстрее, чем письменно.
И вот – «бумажная отмена», перенос ВПР на осень в 2022 году. Даже школы откровенно надеялись на то, что «пронесет». Какая, к черту, проверка итоговых знаний – в следующем учебном году, сразу после летних каникул! Но уже 9 августа в школы пришел циркуляр – ВПРам быть. Период проведения работ – с 19.09 по 24.10 2022 года. Русский язык, математика обязательны к сдаче для всех учеников с 11 до 15 лет. История, биология, география, обществознание, физика, химия – только какие-то классы и параллели пишут «на основе случайного выбора», на кого бог пошлет. Зато все 8 классы будут сдавать иностранные языки на компьютере. И на компьютере же можно сдавать тесты по другим предметам «по выбору школ».
Учительские паблики пышут негодованием. «Издевательство в особо циничной форме в самый жаркий для учителей месяц!», «Отменили «всероссы» из-за ковида – в сентябре как раз подъем ковида, где логика?» – это еще самое мягкое, что можно вычитать на тему осенних ВПР.
Год и правда обещает быть для школ тяжелым – тут и введение новых ФГОС, единые программы по дисциплинам, корректировка разрешенного списка учебников, изменение концепции преподавания истории и обществознания, флаги и гимн по понедельникам, наконец…
Родители, конечно, огорчены. «Как будем писать «Окружающий мир», этот предмет в 4 классе у нас закончился, учебники все сдали, за лето все это забыли…», – сокрушается Алла, мама 5-классника Аркадия.
- Я как многодетный папа, тоже расстроен таким решением, – говорит юрист Станислав Попов. – Двое из троих моих детей только выйдут в школу и начнут готовиться к этим ВПР. Но вот какая штука – юридический статус Всероссийских проверочных работ неясен. Федеральная проверочная работа не была проведена Постановлением правительства, она не внесена в закон «Об образовании». То есть, ВПР проводят по всей стране, но это не государственная контрольная работа. Это некая диагностика школ Рособрнадзором, учет успеваемости. Учителя имеют права не ставить оценки за ВПР, если они плохие. Или вообще не ставить. Однако отказаться от контрольной не могут – в такие условия поставлены школы. А вот родители имеют право не отправлять ребенка на ВПР, не писать эти контрольные вовсе. Особенно в такой ситуации, как в 2022 году, когда итоговые контрольные назначены по истечении учебного года и периода академического отдыха, то есть летних каникул. Результаты такой работы сомнительны. Да и сама проверка, по сути, не легитимна.