Минфин собрался ослабить рубль юанем

Ведомство решило возобновить покупку валюты

Минфин может уже в сентябре возобновить покупки валюты на нефтегазовые сверхдоходы. Пока власти планируют в тестовом режиме приобретать только китайские юани. Это произойдет, как только будет одобрена концепция нового бюджетного правила. Механизм может быть согласован еще до внесения в Госдуму проекта бюджета, то есть до 1 октября.

Ведомство решило возобновить покупку валюты

тестовый баннер под заглавное изображение

Вопрос одобрения предложенной концепции вынесен на уровень президента. Насколько это эффективная стратегия, учитывая, что курс юаня управляется напрямую Народным банком КНР и может быть девальвирован в любой момент, вопрос открытый. Но, как выяснил «МК», горячие споры у экспертов вызывает сам возврат к бюджетному правилу.

Бюджетным правилом называется предохранительный механизм, изначально созданный для защиты госказны от колебаний цен на нефть на внешних рынках. У него было несколько редакций. В той, что действовала до февраля 2022 года, предполагалось, что все доходы России от продажи нефти выше $44,2 за баррель (эта «цена отсечения» ежегодно индексировалась) направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ). А если бы цены опустились ниже указанного уровня, то из этого фонда валюта бы продавалась и таким образом пополнялся бы бюджет страны. Действие бюджетного правила временно приостановили с конца февраля из-за блокировки половины средств ФНБ за рубежом после начала спецоперации на Украине. 

Несколько месяцев назад начались разговоры о возможном возобновлении бюджетного правила, но уже по другой формуле. Так, в июле Минфин предложил ориентироваться при расчете базовых нефтегазовых доходов на цену отсечения $60 за баррель при объеме добычи нефти 9,5 млн баррелей в сутки, а на сверхдоходы покупать валюты дружественных стран. И вот теперь пришли новости о том, что закупки валюты в ФНБ могут возобновиться сразу после одобрения новой концепции - даже до согласования бюджета на будущий год.

«К бюджетному правилу возвращаются по двум причинам, — объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — Первая — это необходимость пополнения ФНБ, так как цены на нефть остаются значительно выше той, что заложена в бюджет. Вторая причина — без бюджетного правила и при сохранении ряда валютных ограничений курс рубля сильно укрепился, а это невыгодно экспортёрам и, в конечном счёте, государству». Поэтому доллары, евро и другие мировые резервные валюты, в которые раньше вкладывались средства ФНБ, нужно чем-то заменять. Но получается, что единственной мировой резервной валютой, которая для России не токсична, является юань, и с этой точки зрения китайской валюте нет альтернативы.

При этом у вложений в юань есть свои геополитические риски. Кроме того, власти юань могут внезапно девальвировать в случае, если в Китае ухудшится экономическая ситуация. Это приведет к обесцениванию вложенных в ФНБ средств, предупреждает эксперт. «Снижение курса рубля увеличивает рублёвые доходы экспортёров, бюджета, страны в целом, — объясняет действия Минфина главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — А в июле 2022 года впервые за много месяцев сложился дефицит бюджета: доходы стали меньше, чем расходы, на 892 млрд рублей». В перспективе такой дефицит может возрастать, а возможности его покрытия внешними займами ограничены санкциями. Поэтому крайне актуально становится увеличение доходов за счёт ослабления рубля и роста курсов валют к нему. А добиться подобного можно, покупая валюту, в том числе юань, отметил аналитик.

При этом ряд экспертов считает, что от бюджетного правила вообще нужно отказаться. Как указал завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица, бюджетное правило, идеологом которого был бывший министр финансов Алексей Кудрин, создавалось для смягчения шоков открытой российской экономики от мировых кризисных явлений. Но в условиях санкций и фактической дедолларизации ситуация требует развития внутреннего рынка, и более целесообразным было бы направление свободных валютных поступлений на инвестиционные проекты внутри страны (закупка иностранного оборудования, привлечение иностранных специалистов и т.п.) А вложения в юани, или точнее гособлигации, номинированные в юанях, по сути повторяют политику предыдущих лет, просто снижая риски блокировки активов в долларах. 

«Вместо того, чтобы вкладывать в свою экономику, давая рабочие места во времена кризиса и создавая инфраструктурные проекты на века вперед, наше правительство пытается придумать, в какую бы страну еще вывести деньги», — говорит заместитель генерального директора «Европейской консалтинговой группы» Георгий Сафронов. Со времен мюнхенской речи президента, ЗВР хранятся в банках потенциальных противников, и предложенный сценарий вложения в юани немногим лучше, уверен эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру