Супруги Туренко вместе 23 года. 42-летняя Ольга окончила Институт прикладной биотехнологии, ветеринарно-санитарный факультет. Когда Ольга и Илья познакомились, она оканчивала институт, а он работал архитектором в Свято-Даниловом храме. Поработать по специальности Ольга не успела, на последнем курсе ушла в декрет с первой дочерью. Позже, когда они ждали пятого ребенка, Илья окончил семинарию, в 2014 году его рукоположили в дьяконы, потом в священники. Какое-то время они с детьми, которых на тот момент уже было восемь, жили в Тверской области, а сейчас муж служит клириком в храме Георгия Победоносца в Нахабине.
— Вы сами из многодетной семьи? Вообще, вы с мужем с самого начала мечтали о такой большой семье?
— Нет, ни я, ни муж не из многодетных семей. У меня только брат старший. Мы не планировали столько детей, так получилось, но мы этому, конечно, очень рады. Родилась дочка, через два года — сын… Еще через год узнали, что снова ждем малыша. Все дети рождались с разницей примерно в два года. Ксении сейчас 21 год, Павлу 19 лет, Дмитрию 17 лет, Анне 16, Марии 14, Климу 12, Луке 9 лет, Владимиру 8, Антонине 6 лет и Катюше 4 годика.
Девять лет у них существовал семейный детский сад. Ольге шли и зарплата как воспитателю, и трудовой стаж. Но потом сын Владимир вырос, ему исполнилось семь лет, а по правилам должно быть три дошкольника, поэтому от семейного детсада пришлось отказаться.
— Удается вам отдыхать, находите время на себя?
— Вы знаете, мне очень повезло с мужем, он у меня замечательный, поэтому у нас столько детей. Он прекрасно понимает, насколько тяжела эта нагрузка, и поэтому отпускает меня несколько раз в год отдохнуть дней на пять. Мы с подругой часто летали в Крым, в основном старались в мае туда попасть, чтобы увидеть цветение.
— Что главное для вас в деле воспитания детей?
— Папа у нас достаточно строгий, особенно к мальчикам. Много внимания уделяет тому, чтобы они росли мужчинами — умели работать, могли защитить себя, заступались друг за друга и помогали. Самое главное, что мы можем дать детям, — научить их работать и держать слово. Только в этом случае дети вырастут достойными людьми.
— Расскажите о детях, у них распределены обязанности по дому? И бывают ли ссоры между ними?
— Четко у нас никакое дело не закреплено за каждым ребенком, кто свободен, тот и делает что-то по дому. Если я не могу приготовить обед, делает тот, кто может. Они у нас вообще достаточно рано научились все делать: например, 9-летний Лука уже умеет готовить простые блюда. И с уборкой он может помочь, и собак вывести погулять. Ребята не скандалят, кому что делать. Бывает, конечно, что кто-то устал и не хочет, но обычно находятся руки… Так, чтобы драться, у нас такого не бывает, но ссоры случаются. Мы стараемся разруливать конфликты. Часто бывают, что старшие младших защищают. Например, у одного сына были проблемы в школе, его одноклассник один обижал, и старшие дети зашли к нему в школу и поговорили с обидчиком. У того сразу пропало желание продолжать свои издевательства, как только он увидел, что сын не один и что у него есть здоровенные братья.
— Как вообще учатся ваши ребята?
— Старшая дочь у нас окончила третий курс МАИ, через два года она поедет работать в Королев по контракту с «Роскосмосом». Два сына в колледже (один на поварском, второй на ювелирном деле). Дочь Анна находится на семейном обучении, она заканчивает 9-й класс и готовится с помощью репетиторов к поступлению в Строгановку или колледж декоративно-прикладного искусства. Ее художественные работы от Дворца пионеров выставлялись в Милане и Риме. А четверо идут 1 сентября в школу. Вова — в первый класс, остальные в третий, пятый и восьмой.
Наш Паша, которому сейчас 19 лет, всегда любил спорт, а поэтому в школьные годы у него очень часто были травмы. В Филатовской больнице его в лицо уже знали. И был у нас такой забавный случай. Однажды, после перелома пальца, он принес дневник с замечанием: «Писал гипсом на доске под хохот класса».
— Вы уже все купили к школе? Может быть, расскажете о каких-то лайфхаках? Младшим мальчикам что-то передается по наследству от старших?
— Нет, к сожалению, на мальчиках у нас все горит, они очень подвижные, от них ничего не сохраняется, — улыбается мама. — Мы для себя уже поняли, что к 1 сентября не стоит прямо все-все закупать. Мы покупаем только то, что необходимо на первую неделю. А остальное можно совершенно спокойно докупить после 1 сентября, когда уже нет такого ажиотажа и цены снижаются, обычно уже есть хорошие скидки на все школьное. Тем более что сейчас первая школьная неделя продлится всего два дня. Это касается и одежды, и канцелярских товаров.
Как говорит Ольга, по школьным друзьям дети соскучились, но вот особой тяги к знаниям родители у них не наблюдают. К первокласснику Вове это, конечно, не относится, вот уж кто рвется поскорее приступить к обучению! Из-за болезни ему пришлось пропустить прошлый год, и мальчик пойдет в первый класс на год позже, с восьми лет. Все их дети ходят в одну школу, и это очень удобно, так как старшие сопровождают младших, и маме не надо водить их за ручку.
Школьные траты обошлись родителям примерно в 20 тыс. руб. на одного ребенка. В начальной школе, по словам мамы, есть форма, а после четвертого класса — дресс-код «деловой стиль».
— В первом классе нет четких указаний приобрести определенную форму. Нужны темно-синие брюки, синяя или бордовая жилетка и рубашка. Нам в этом плане легче, — у знакомых форму закупали централизованно, и это получается дешевле. Двое брюк, две жилетки, парадная рубашка и две обычные для первоклассника Вовы обошлись минимум в 10 тыс. руб. Плюс сменка, уличная обувь и кроссовки для физкультуры, форма для занятий в зале — еще 10 тыс. Рюкзак Вове подарил благотворительный центр, который помогает многодетным семьям.
Что касается немаленькой статьи расходов для всех школьников — букетов на 1 сентября, то Ольга сама делает их и для своих ребят, и для друзей, помогая им сэкономить на первосентябрьских цветочках. Выходит у нее обычно по 20 букетов — ведь по своему второму образованию она флорист-профессионал, цветы покупает на оптовой базе. «Все мы стараемся вписаться в какие-то суммы, с наименьшими потерями преодолеть эту «школьную лихорадку», — улыбается Ольга.