По мнению Аксакова, принятие этого законопроекта важно по двум причинам. Во-первых, чтобы предотвратить ситуации, когда деньгами — банковскими картами — умерших по незнанию пользуются родственники.
«Они думают, что имеют право, а по закону это фактически хищение средств, если они не вступили в права наследства», — разъяснил свою позицию политик. Во-вторых, часто эти деньги пытаются украсть мошенники, которые могут совершать банковские операции от имени умерших граждан, подчеркнул парламентарий.
Опрошенные «МК» эксперты также отметили, что вокруг денег усопших россиян часто возникают юридические коллизии, однако разошлись во мнениях о том, удастся ли с помощью этого законопроекта защитить граждан.
Как рассказал управляющий партнёр юридической компании «Мокров и Партнёры» Александр Мокров, вклады умерших россиян почти всегда становятся «подвисшими» минимум на 6 месяцев.
«Инициатива законодателей направлена на развитие института доверительного управления и защиты капитала в период вступления в права наследования, — добавил он. — Однако, предлагаемый механизм не позволит достигнуть поставленных целей».
ФНС так же не в оперативном порядке получает информацию о смерти граждан. Закон запрещает пользование деньгами на вкладах, за редким исключением, что, в принципе, верно и отвечает задаче защиты прав всех наследников.
«У нас в производстве находится дело, где приходится через суд взыскивать деньги, которые после смерти отца были переведены на счет сына усопшего, — привел пример эксперт. — И теперь для их возврата супруга должна потратить ещё минимум 6 месяцев и нести затраты на юристов. Действенный механизм блокировок, позволит избежать подобных ситуаций».
По мнению юриста, основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, зафиксировано много случаев, когда мошенники, пользуясь смертью человека, списывают деньги: проблема, безусловно, существует. У кого-то из них есть доступ к базе ЗАГСа о смертях граждан РФ или эту информацию они получают через морги, медицинские учреждения и т.д.
С одной стороны, мошенники выработали систему, через которую они узнают о гибели людей, и в ряде случаев пользуются ситуацией, причем иногда не просто списывая деньги с их счетов, пока родственники заняты траурными делами. Часто преступников интересуют и номера телефонов, и пароли от личных кабинетов умерших, иногда какие-то их документы, скажем, на собственность.
С другой стороны, бывают случаи, когда родственников начинают разводить мошенники, пользуясь их растерянностью, и те оказываются в результате ограбленными.
С третьей — это касается уже бытовых вещей. Бывают случаи, когда картой главы семьи, например, пользуются его родственники, осуществляя оплату в том числе похорон, поминок т.д. Это бытовая история и понятно, что в таких случаях, скорее всего, умерший был бы не против, чтобы его деньги использовали таким образом и, скажем, если бы оставил завещание, то отразил бы этот вопрос, дав свое согласие на такие траты, подчеркнул эксперт.
«Но и здесь также бывают злоупотребления, — акцентировал внимание Ткаченко. — Родственники начинают тратить деньги умершего, пользоваться его картами, до того, как произошло разделение наследства. Иногда это бывают большие растраты, кто-то даже квартиры покупает, пока раздел наследства не произошел».
Кроме того, бывает сложно доказать преступление: если, к примеру, растраты произошли в день смерти родственника, то непонятно, знал ли о ней тот, кто брал деньги с карты, или еще нет, можно ли это интерпретировать однозначно, как намеренная растрата с умыслом, или нет.
«Я считаю, что законодательная инициатива правильная, потому что в ряде случаев нужно защищать деньги на картах не только от родственников и наследников умершего, но и от мошенников, которые могут попытаться воспользоваться их уязвимым положением», — подытожил эксперт. Однако этой инициативы недостаточно. Нужно дождаться первого чтения законопроекта хотя бы и уже конкретно смотреть, чьи права и как там в итоге будут защищены, подчеркнул он.