На грани затора
Данные рейтинга TomTom Traffic Index говорят, что в 2020 году Москва стала мировым лидером загруженности автодорог. Новосибирск попал на 9-ю строчку, Санкт-Петербург занял 12-е место, Самара оказалась на 20-м.
Проблема пробок в стране растет из-за массового роста числа автомобилей. Если не принять меры, в ближайшее время последствия загруженности обретут более тяжелый характер.
Как отмечает Дмитрий Давыдов, сегодняшние усилия Правительства Москвы по усовершенствованию транспортной системы недостаточны. Автор проекта убежден: «Проблему дорожных заторов может решить введение платы за въезд – сбора против пробок». Такая мера уже опробовала себя в ряде развитых государств, а значит, сработает и в России.
Платный въезд расчищает полосы
Идея сделать въезд в Москву платным обсуждалась властями еще в 2014 году. Сегодня проблема пробок стала более острой, а реализация платного въезда – более простой, благодаря технологиям и зарубежному опыту.
Лондон конца 90-х и начала 2000-х годов лидировал по загруженности дорог. Одностороннее движение и рост цен на парковку не справлялись с проблемой. В 2003 году в городе введен платный въезд в центр по будням в размере 5 фунтов (370 рублей) с 07:00 до 19:00. Плата за въезд снизила заторы в Лондоне, а собранные средства позволили развивать лучшую на сегодняшний день транспортную инфраструктуру в мире.
Сейчас в рейтинге TomTom Traffic Index Лондон занимает 49-е место. А базовая стоимость въезда в центральные районы английской столицы с 07:00 до 22:00 составляет 15 фунтов (1 100 рублей) в день.
Поэтапная адаптация Москвы
Автор «20 идей по развитию России» предлагает постепенный ввод в Москве «сбора против пробок». Для реализации в платной зоне нужно организовать систему видеофиксации за счет госбюджета. Камеры будут взаимодействовать с государственными базами данных автомобилей и подвяжутся к платежным системам.
Схема позволит без строительства шлагбаумов и создания помех потоку машин взимать плату с въезжающих в город автомобилей. Собранные деньги Дмитрий Давыдов предлагает направлять на развитие транспортной системы России.
Первая стадия подразумевает ввод базовой платы в размере 100 рублей на проезд по территориям в пределах МКАДа. Время: с 07:00 до 22:00, кроме выходных и праздников. Сборы не будут распространяться на общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили.
Для уязвимых групп населения – инвалидов и пенсионеров – предлагается организовать льготы. Обеспеченным гражданам будет предложен повышенный тариф, в зависимости от мощности двигателя и года авто.
Планомерный ввод «сбора против пробок» улучшит экологическую ситуацию столицы. В итоге москвичи будут проводить меньше времени в дороге благодаря отсутствию трафика. «Они будут поддерживать такой подход, принимая его как вынужденную меру, направленную на их благо и комфорт», – считает Дмитрий Давыдов.
Успешная практика платного въезда в Лондоне, Сингапуре, Стокгольме, Милане, Сан-Франциско и других городах доказала свою эффективность. Одним из новых примеров стал Тель-Авив. Власти Израиля дали городу 30 месяцев на разработку и внедрение проекта по платному проезду с 2024 года.
Реакция властей
Дмитрий Давыдов направил идею органам государственной власти Российской Федерации. В октябре 2021 года советник руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы В. В. Макаров прислал официальный ответ.
Советник руководителя Департамента сослался на пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, который гласит, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
«В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», – говорится в ответе Макарова.
Чиновник заключил: предложение не может быть рассмотрено, так как противоречит российскому законодательству.
Антиконституционные выхлопы
В апреле 2022 года Дмитрий Давыдов снова обратился к властям с просьбой рассмотреть предложение под другим углом. Автор проекта отметил, что многочисленное скопление автомобилей угрожает не только здоровью автолюбителей, но и всего населения российской столицы.
На долю автомобилей приходится около 83% атмосферных выбросов. ВОЗ считает, что треть смертей от инсульта, рака легких и сердечных заболеваний связана с загрязнением воздуха. А входящие в автомобильный выхлоп частицы PM2.5 раздражают легкие, нарушают сердечный ритм и дыхание, это со временем вызывает сердечно-сосудистые заболевания, которые являются главной причиной смертей в России.
Эксперты IQAir бьют тревогу: концентрация PM2.5 в Москве регулярно превышает рекомендованное ВОЗ значение. Так, во вторник, 12.04.22, в воздухе зафиксировано превышение вредных частиц более чем в 2 раза. Аналитики отмечают, что загрязнение воздуха привело в Москве к 3 900 смертям в 2021 году.
«По существу, мое предложение о введении платного проезда в Москве по территории, опоясанной МКАДом, является лишь частичным ограничением, то есть минимально необходимой мерой для снижения вреда. Это означает, что всегда будет существовать альтернатива платному передвижению на автомобиле в городе», – резюмировал Дмитрий Давыдов, повторив предложенные выше меры по решению проблемы с пробками в Москве.
Предложение автора «20 идей по развитию России» по введению платного въезда подхватили многочисленные федеральные СМИ и другие информационные каналы. Для его закрепления на законодательном уровне требуется активное содействие и поддержка властей Российской Федерации. Инициатива Давыдова впишется в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 г.», так как позволит обеспечить скачок в развитии общественного транспорта.