Тайвань изнутри: бетонные доты и дефицитный песок

На острове удалось обнаружить следы российского присутствия

В эти дни Тайвань стал настоящим «центром Земли». К маленькому острову в Юго-Восточной Азии приковано внимание всего мира. Ведь именно там сейчас завязался узел политических проблем, чреватых самыми серьезными последствиями. Нынешние события вызвали у корреспондента «МК» воспоминания о путешествии по Тайваню, которое он в составе группы российских туристов предпринял несколько лет назад.

На острове удалось обнаружить следы российского присутствия
Корреспондент «МК» даже в путешествии не расставался с любимой газетой.

Остров, который разделяет Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, его первооткрыватели-португальцы назвали Формоза — «Прекрасный». Совсем недалеко, отделенный проливом, находится материковый Китай, а здесь — дистанцировавшаяся от него самостоятельная провинция: Китайская республика Тайвань.

С одной стороны, название этого «пятнышка» суши на карте хорошо знакомо едва ли не каждому россиянину. Стоит лишь отправиться за покупкой электроники, бытовой, велосипедной техники, название «Тайвань» обязательно прозвучит. А с другой стороны, эта территория для соотечественников-путешественников — одна из самых неосвоенных.

Не столь уж большой остров (в длину около 400 километров, а в ширину максимум 150) с населением более 23 миллионов человек можно поделить на три характерные зоны.

Обращенная к материку западная, равнинная часть Тайваня, которая занимает добрую его половину, приспособлена местными жителями для промышленного и сельскохозяйственного производства. Подавляющее большинство товаров с надписью «Made in Taiwan» родом именно отсюда. На десятки километров вдоль обращенного к материку побережья растянулся практически единый мегаполис — дома, заводы, склады, линии электропередач, каналы, «лоскуты» засеянных полей...

Противоположная часть острова, его восточное побережье, куда менее урбанизирована. Здесь довольно редкая населенка, всего несколько сравнительно небольших городов. Виной тому неподходящий рельеф местности, где ровных, пригодных для строительства и обитания человека территорий совсем немного — они вытянулись узкой полосой вдоль берега.

А всю центральную часть Тайваня занимают горы. На острове есть внушительный горный хребет. Высшая точка его лишь чуть-чуть не дотягивает до 4-километровой отметки, а самый высокий автомобильный перевал вскарабкался аж на 3300 метров над уровнем моря.

Инфраструктура тайваньская очень продвинутая, за исключением совсем уж отдаленной «глубинки». Множество современных зданий, технических сооружений, скоростные железные дороги, прекрасно оформленные зоны отдыха…

На индустриализованном северо-западе острова, в районе его столицы Тайбэя, большое впечатление производят автомобильные эстакады. Двух-, трехуровневые развязки кое-где тянутся вдоль автобана километрами, поднимаются порой при помощи гигантских бетонных опор на десятки метров над землей (под такими участками «висячих магистралей», кажется, запросто может пролететь небольшой самолет)...

А восток запомнился почти фантастической для нынешнего жителя Старого Света картиной: отличная четырехполосная трасса, поджатая склонами гор к берегу океана, видна вперед на несколько километров, и на всем этом расстоянии можно заметить лишь три-четыре автомобиля. Какая-то воистину вселенская пустота, рай для водителя!

В более густонаселенных местах дороги, конечно, заполнены транспортными средствами куда плотнее. На улицах крупных городов настоящими хозяевами положения чувствуют себя скутеристы. Табуны разномастных скутеров носятся по асфальту, весьма нахально лавируя между автомобилями, безоговорочно оттирая их от «первой линии старта» на перекрестках перед светофорами... Бесконечные ряды припаркованных двухколесных агрегатов занимают тротуары, мешают проходу. На этих «табуретках с мотором» здесь умудряются возить стройматериалы, мебель, собак, клетки с курами... Или вот впечатлившая картина: на повороте нас лихо обошел скутер, с которого на полметра в сторону торчал хвост огромного тунца!

Среди нынешних злободневных новостей, касающихся ситуации на Тайване, упоминается отказ пекинских властей от поставок на остров песка. Многим, кто услышал такую информацию, она показалась удивительной. Люди только сейчас выяснили, что песок — важнейшее сырье для изготовления микрочипов, мировым лидером по производству которых является Тайвань. Кроме того, без достаточного количества песка невозможно производить бетон и бетонные конструкции, необходимые для строительства. А собственного такого сырья на острове, оказывается, почти нет. Его приходится завозить — из Австралии, но главным образом с материкового Китая. Так что Пекин нашел «болевую точку» у Тайбэя.

Таких бетонных дотов на острове множество.

С песком у островитян действительно напряженка. В этом убедился корреспондент «МК», проехав около тысячи километров по разным районам Тайваня. Здесь доминируют каменные структуры. Даже на морских пляжах, на берегах озер почти везде галька.

Именно с камнем связано одно из главных местных чудес — ущелье Тароко. На протяжении 20 километров дорога, проложенная по пробитым в крутых склонах полкам, идет вдоль русла реки Лиу, которое промыто ею в сплошном массиве белого и бело-серого мрамора. Удивительные пейзажи открываются буквально за каждым поворотом: мраморные берега, мраморные разломы в складках гор... Из этого красивого и такого доступного здесь камня в окрестных районах изготавливаются многие элементы инфраструктуры: бордюрные плиты, мостовые, парапеты мостов, даже урны...

А песчаные пейзажи встретились, помнится, всего один раз — это были прибрежные дюны в районе поселка Гангзи на южной оконечности острова. Впрочем, песок там оказался специфический — какого-то серо-черного оттенка и очень мелкий, буквально пыль. Судя по опубликованной сейчас информации, такое сырье для производства элементов микроэлектроники не годится. Да и для обычного строительства, судя по всему, тоже. По крайней мере, заметить хоть какие-то следы промышленной добычи песка в районе этих дюн нам не удалось.

Дот на пляже

Одна из закрытых сторон жизни Тайваня — его военная «начинка». Начиная со времен «ухода в автономное плавание» в середине прошлого века этот островной регион активно заботился о неприступности своих берегов для возможных атак неприятеля.

После поражения в 1949-м Гоминьдана в противостоянии с коммунистами и случившегося бегства маршала Чан Кайши и его сторонников на Тайвань этот остров и находящиеся под властью Тайбэя несколько мелких «пятачков» суши стали планомерно превращать в «непотопляемые броненосцы».

Особенно много сил было положено на возведение фортификационных сооружений на островке Цзиньмэнь, находящемся совсем близко от материковой линии. Судя по описаниям тех, кому удалось побывать там, когда эту запретку приоткрыли после наметившегося было потепления отношений между Тайванем и Большим Китаем, «весь остров изрыт тоннелями, бункерами, утыкан заграждениями, огневыми позициями». Очевидцы сообщают, что берега с пологим подходом к морю покрыты рядами противотанковых надолбов — такой ощетинившийся еж. В других потенциально уязвимых при атаке местах устроены минные поля. На специально оборудованных, хорошо защищенных позициях можно заметить много артиллерии.

Клочок суши размером всего 20 километров в длину и 6 в ширину был вплоть до 1970-х ареной жесткого противостояния «маоцзедуновского» и «чанкайшистского» Китаев. Осенью 1949-го армия КНР попыталась высадить десант, однако островитяне эту атаку отбили. Затем потянулись годы, когда Цзиньмэнь время от времени подвергался обстрелам с материка, отвечая на такие «подарки» артиллерийской канонадой.

На территории своего главного острова чанкайшисты также начали активно строить оборонительные рубежи. Берега Тайваня ровные, почти не имеют бухт и заливов, так что приходилось возводить многочисленные опорные огневые точки, образующие едва ли не сплошную цепочку для защиты от высадки десанта.

Двигаясь вдоль прибрежной части острова, мы не раз видели старые бетонные доты, установленные прямо посреди пляжной линии. Поэтому проложенные здесь прогулочные велодорожки всякий раз делали вынужденный изгиб. Доводилось встречать построенные еще в середине прошлого века оборонительные позиции и в центральной части острова, в горной местности. Порой такие маленькие бетонные крепости располагаются совсем рядом с историческими и архитектурными памятниками, добавляя им колорита. Представьте: стоят бок о бок затейливая изящная пагода и брутальный, с шероховато-серыми стенами дот.

Впрочем, почти все увиденные нами творения тайваньских военных инженеров — бывшие, судя по внешнему виду, они находятся на консервации. Однако во время поездки по острову мы неоднократно могли убедиться и в существовании боеспособных современных рубежей. Конечно, эти сооружения недоступны для посещения и даже приближения к ним посторонних. Но факт наличия бесспорен: от основной автотрассы ответвляются дороги, ведущие к таким объектам, на повороте туда обязательно красуется запрещающий знак. А порой при разглядывании панорамы горной местности удавалось заметить смутные из-за большого расстояния контуры каких-то построек военного назначения. При движении по шоссе неоднократно встречались спешащие куда-то бронетранспортеры и даже целые колонны армейской техники.

«Хлеб-соль» по-тайваньски

На территории Тайваня уже более 70 лет находятся едва ли не самые ценные китайские реликвии. Во дворце-музее Гугун — местном Эрмитаже, — расположенном в столице острова Тайбэе, выставлены предметы искусства из коллекции, которую собирали китайские императоры на протяжении более 1000 лет. Здесь можно увидеть произведения из золота, нефрита, фарфора, живопись, вазы, украшения, скульптуры богов, шкатулки с секретами... В годы вторжения Японии и революционных перемен в Китае императорские сокровища неоднократно перевозили из одного места в другое и, наконец, отправили на Тайвань. Для хранения обширной коллекции оборудовали специальные тоннели, пробитые в горе. Демонстрировать в залах удается лишь небольшую часть многочисленных экспонатов.

Русский след на Тайване.

Любопытный штрих: некоторые из артефактов, размещенных внутри стеклянных шкафов, дополнительно закреплены на растяжках из прочной лески на случай подземных толчков. Ведь Тайвань расположен в зоне достаточно высокой сейсмической активности, и землетрясения здесь не редкость. (Готовя план путешествия по острову, мы даже столкнулись с проблемой выбора дорог в восточной его части: судя по имевшейся информации, некоторые из них были незадолго до того разрушены сильными подземными толчками и до сих пор не восстановлены.)

Еще одна фирменная достопримечательность тайваньской столицы — башня «Тайбэй-101», поднявшаяся над городом на 508 метров. 101-этажная высотка имеет весьма характерный «китайский» облик, выделяясь благодаря этому из всех других супернебоскребов мира.

Отстояв получасовую очередь, мы попали в кабину самого скоростного в мире лифта (он может разгоняться до 1010 м/мин) и через несколько секунд выгрузились на смотровом 89-м этаже. Весь Тайбэй — в сотнях метров внизу. Хотя дальние и даже соседние перспективы заметно скрадывает пелена смога, но вид все равно впечатляющий.

Кроме панорамы огромного города туристам предоставляется возможность взглянуть на «Винд-дампер бэби». В центральной части смотрового яруса установлен исполинских размеров чугунный шар. Громадина весом 660 тонн закреплена на нескольких гидравлических опорах и в случае урагана или землетрясения при помощи специальной управляющей программы от датчиков начинает смещаться в противофазе с колебаниями от внешних сил, препятствуя раскачиванию высотного здания.

Даже в самых «смотрибельных» местах мы редко встречали гостей из Европы. Многочисленные группы экскурсантов состоят в основном из японцев, представителей Южной Кореи и материкового Китая. (Было заметно, что эти вроде бы — исходя из принципа «одного Китая» — сограждане местных жителей ведут себя несколько напряженно, словно гости, попавшие в чужой дом.)

А вот обитатели страны Пушкина и Гагарина на этом далеком острове — совсем экзотика. «Вы откуда? — интересовались у нас хозяева кемпингов, хостелов, гостиниц, в которых мы останавливались на ночлег. — Из России???» Дальше было два варианта продолжения разговора. Некоторые недоумевали: «А где это?» Другие, более сведущие в географии, все равно не скрывали удивления: «Впервые видим здесь русских!»

Впрочем, диалог с местными получался далеко не всегда. Языковой барьер при путешествии по Тайваню высоченный! Стоит выехать за пределы крупного города, оказаться в стороне от посещаемых туристами объектов, и знание любого языка, кроме китайского, становится бесполезным. Приходится общаться жестами и мимикой.

В первые дни путешествия мы несколько раз пробовали за обедом в какой-нибудь «харчевне» (кормят вполне прилично, удобоваримо для европейских желудков и недорого) попросить чаю: «Тиа, плиз!» Результат порой получался совершенно неожиданный. Принесли нам, например, пластиковые бутылки с известным чайным прохладительным напитком, а в ответ на попытки объяснить, что нам нужен горячий чай, хозяин, придя в явное недоумение, собрался было поставить эти бутылки в микроволновую печь! Лишь позднее мы узнали и взяли на вооружение правильное для местных обозначение заваренного из чайных листьев напитка: «т`ха».

А уже под занавес путешествия, когда один из моих товарищей занимался упаковкой походного снаряжения во дворе небольшого хостела в Тайбэе, он столкнулся с удивительным «знатоком России» из числа местных жителей.

Севший на ближайшую лавочку тайванец сперва внимательно наблюдал за действиями туриста-европейца, а потом поинтересовался на ломаном английском: «Откуда вы?»

«Россия!»

Реакция аборигена оказалась неожиданной. Он решил похвастаться своими энциклопедическими знаниями в данной области: «О! Рошиа!.. Гобачов! Чененко!..»

А вслед за упоминанием фамилий советских генсека и президента выдал и вовсе сногсшибательную реплику:

«Чечочий!»

«???»

«Та-та-ти-та…» — замурлыкал что-то.

«Чайковский?!»

«Ес!»

Еще одно удивительное свидетельство русского присутствия на Тайване. Во время прогулок по Тайбэю мы наткнулись на вывеску с надписью по-русски: «Хлеб-соль». Оказалось, здесь существует целая сеть таких закусочных. Однако посетителю не стоит ожидать, что в заведении, которое отмечено подобным брендом, он сможет угоститься гречневой кашей или борщом. Выбор блюд никак не связан с русской кухней. Нам объяснили, что владельцам фирмы просто приглянулась услышанная где-то иноземная фраза, и они решили использовать ее в качестве оригинального названия.

Тайвань нетуристическая: кадры острова, куда не приезжают иностранцы

Тайвань нетуристическая: кадры острова, куда не приезжают иностранцы

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28843 от 10 августа 2022

Заголовок в газете: Тайны прекрасного острова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру