«В России нет органа, который помогал бы семье в кризисных ситуациях»

Ирина Киркора рассказала о новых поправках в Семейном кодексе РФ

Ирина Киркора, зампред Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, директор Авторского центра «Мир семьи», на страницах «МК» рассказывает о выходе из самых разных затруднительных жизненных ситуаций. Сегодняшняя тема — семья и новые поправки в Семейный кодекс РФ, которые предусматривают изъятие ребенка из семьи по решению суда. Как должны себя вести родители, чтобы этого не произошло? И как можно помочь семьям, чтобы у них не отобрали детей?

Ирина Киркора рассказала о новых поправках в Семейном кодексе РФ

Сейчас статья 77 Семейного кодекса позволяет органам опеки и попечительства изъять ребенка из семьи при угрозе жизни и здоровью. По новым правилам только суд должен решить, забирать ребенка или нет. Документ предусматривает также презумпцию добросовестности родителей и преимущественное право родственников на воспитание ребенка. Другое изменение — если родители не могут выполнять свои обязанности (болеют, работают вахтовым методом, много командировок), они могут назначить ребенку опекуна или передать ребенка родственникам на попечение — разрешение от опеки в этом случае не понадобится. Сделано это для того, чтобы ребенка нельзя было отнять, например, у бабушек и дедушек, даже если у них нет доверенности.

— Нужно говорить не о законопроекте как таковом, а вообще о подходе к системе работы с семьей, в том числе о реформировании подходов в работе органов опеки и попечительства. Ключевая проблема — ни опека, ни суды круглосуточно не работают и не будут работать. А отобрание ребенка в случае угрожающей его жизни и здоровью ситуации должно происходить немедленно, и зачастую такую ситуацию выявляют сотрудники правоохранительных органов в ночное время и праздничные дни. И когда ребенку что-то угрожает — это показатель горя, что в семье кризисная ситуация. При этом мы не берем ситуацию, когда с родителями что-то случилось. Речь о такой угрожающей ребенку ситуации, когда родители злоупотребляют спиртным, запрещенными веществами, ведут асоциальный образ жизни, потеряли работу и средства к существованию.

И в этой ситуации у нас как раз нет органа, который мог бы работать с семьей.

Ведь у органов опеки и попечительства отсутствует возможность помогать семье при выявлении угрозы жизни и здоровью ребенка. Согласно Семейному кодексу, как только выясняется такая ситуация, опека может забрать ребенка из семьи, обеспечить его временное устройство и обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В основном работа с семьей возложена на комиссию по делам несовершеннолетних, и то только в ситуациях, когда выявляется беспризорность либо несовершеннолетний совершает какие-то противоправные действия. Только в таких случаях КДН, полиция проводят «профилактическую» работу. Другая профилактика у нас не принята. Принимают меры, только когда что-то уже произойдет. А нужно именно не допустить такую ситуацию, когда жизни и здоровью ребенка будет что-то угрожать.

Поэтому нам необходимо организовать структуру, которая будет помогать семье справляться с этими жизненными трудностями.

Также хочется подчеркнуть, что мы говорим про отобрание ребенка, а это некое насильственное действие. Может быть, стоит говорить о термине «перемещение», когда на некоторое время ребенок перемещен из семьи. И в этот период времени семье дается возможность изменить образ жизни, ситуацию, подход, но без сторонней помощи семье зачастую это сделать не получается.

Но не только в неблагополучных семьях, а и в хороших, положительных могут возникнуть угрожающие ситуации. Меня как мать в свое время беспокоил момент, что мне приходилось оставлять свою 12-летнюю дочь дома одну, когда я уезжала в командировки. И то, как расценил бы специалист опеки и попечительства проживание ее несколько дней дома одной, меня пугало несколько лет. Но вопрос в том, насколько мы доверяем своим детям и до какого возраста боимся оставлять их дома одних? Я, например, в свои 11 лет оставалась одна дома с младшим братом. Оставляя свою дочь дома одну, я не оставляла ее в угрожающих условиях и старалась обеспечить ей комфортное пребывание дома. И каждый из нас делает то же самое. Но при этом даже моя дочь боялась где-то об этом сказать: не дай бог, кто-то узнает. И здесь нам важно в обществе перейти от чрезмерной защиты ребенка, когда мы его от всего ограждаем, к предоставлению ему самостоятельности для получения опыта. Да, с ребенком может что-то случиться. Но ты же не будешь его водить за ручку везде до 18 лет?

Здесь возникает вопрос о балансе между ответственностью родителей и доверием к собственному ребенку. Ребенку нужно расти, и ему нужно привыкать жить в социуме. С ним надо разговаривать и прививать правила поведения в социуме, говорить о рисках. Это будет базовая защита ребенка, которая позволит ему развиваться в обществе свободно. Нельзя все подряд запрещать детям и пытаться создать им идеальные условия, потому что это все равно невозможно, и ребенок тогда не научится жить самостоятельно. Нужно научить его нести ответственность за свои действия — с пониманием границ безопасности своих действий. И тут важно слышать своего ребенка, его желания, мнение по разным ситуациям, знать о его страхах и огорчениях, чтобы вовремя помочь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28839 от 4 августа 2022

Заголовок в газете: О хороших и плохих родителях

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру