Статистика наездов электросамокатчиков на людей пополняется постоянно. Так, совсем недавно, 30 июля, курьер на таком транспортном средстве сбил маму с дочкой на Октябрьской улице: пешеходов госпитализировали, а оператор доставки уже высказался о том, что ущерб маме и ребенку будет возмещать.
На Октябрьской улице пострадавшим, как это ни цинично звучит, повезло: момент столкновения попал на видео. Когда видеосвидетельств момента наезда нет, получается совсем по-другому. Юлия, мама пятилетнего мальчика, стала жертвой аналогичного ДТП двумя неделями раньше, 15 июля, на Аргуновской улице. У одноименной остановки трамвая около 17.30 и маму, и ребенка сбил 21-летний студент на арендованном электросамокате.
Разумеется, дело было на тротуаре. Как и в случае наезда на Октябрьской улице, обоим пострадавшим понадобилась госпитализация, причем если мальчик отделался несильным сотрясением мозга, то его матери пришлось больше недели провести в больнице. Интересно, что даже на пороге машины «Скорой помощи» и в приемном покое больницы пострадавшей пришлось буквально отбиваться от матери виновника: женщина умоляла не преследовать «мальчика», который, по ее словам, был несовершеннолетним и страдал неврологическим заболеванием.
Однако спустя несколько дней, когда у Юлии появилась возможность дать делу законный ход, виновника и его семью оказалось днем с огнем не найти. Более того: юрист, занимающийся делом по просьбе потерпевшей, обнаружил, что зафиксировать сам факт ДТП с электросамокатом крайне трудно.
— Оператор аренды согласен по страховке гражданской ответственности компенсировать нанесенный ущерб, если ДТП будет зарегистрировано в полиции, — рассказывает Юлия. — Полиция может признать факт ДТП только при наличии видеофиксации либо по данным оператора аренды, у которого есть показания телеметрии и персональные данные виновника. Но предоставить эти данные они согласны только при наличии документа из полиции о ДТП.
Таким образом, если нет четкой видеозаписи момента наезда, добиться компенсации крайне затруднительно. И не только по страховке, но и по суду, непосредственно против виновника: ведь его еще нужно уличить в том, что это он пользовался данным самокатом в данный момент, а где улики, если нет видеозаписей? Оператор в данном случае откровенно встает в позу «с Дону выдачи нет»...
Да, в Москве число камер, следящих за дорогами и тротуарами, измеряется десятками тысяч. И, возможно, высокотехнологичные провайдеры самокатов живут в недалеком будущем, когда видеопокрытие будет абсолютным. Но пока вот так: если тебя сбил электросамокат не под камерой — извини, не повезло.
За пять месяцев 2022-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП с участием средств индивидуальной̆ мобильности (СИМ): электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и т.д. — выросло на 35%, пишут «Известия» со ссылкой на статистику МВД. За указанный период прошлого года произошло 117 аварий с СИМ, при этом 126 человек получили травмы, двое погибли. В этом году число ДТП увеличилось до 158, 164 человека пострадали, один погиб. Эта статистика не учитывает случаи в парках или скверах, которые находятся вне зоны ответственности ГИБДД.
В России еще с прошлого года начали обсуждать электросамокаты на законодательном уровне. В Москве ужесточаются требования к соблюдению Правил дорожного движения водителями электросамокатов и мопедов. Речь идет о транспорте мощностью от 0,25 кВт до 4 кВт. Как уточняют в столичном Дептрансе, для таких средств нужны права категории «М». А если их не окажется, с 20 мая транспортные средства у нарушителя будут изымать и отправлять на спецстоянки «Московского паркинга». Также скорость электросамокатов и моноколес хотят ограничить 25 км/ч. Минпромторг, мэрия Москвы и НАМИ добиваются, чтобы все ввозимые в РФ электросамокаты, моноколеса и гироскутеры имели предустановленный производителем ограничитель скорости 25 км/ч, функцию автоматического замедления в парках, а также систему спутникового слежения.
Со своей стороны, работают и операторы кикшеринга (сервисов проката электросамокатов): на данный момент в Москве уже 130 участков, где эта техника программно ограничена в максимальной скорости. Там можно ехать не более 15 км/ч, что не должно грозить пешеходам тяжелыми травмами. Эти участки добровольно, хоть и по согласованию с московскими властями, создают операторы.
Но нельзя не задуматься о странном социальном расслоении: если в случае (не дай бог!) наезда на пешехода в любом месте водитель автомобиля или мотоцикла ответит по всей строгости закона и практически неотвратимо, то система прокатных электросамокатов устроена так, что наезд на человека вполне может сойти виновнику с рук.
Возможно, мы тут видим дискриминацию «портящих воздух и забивающих дороги» автомобилей — и стимуляцию использования как раз электросамокатов. Друзьям все, врагам закон. А может быть, дело просто в том, что основные операторы проката — это крупные, системообразующие компании, которым так проще работать. И которые в состоянии сделать так, чтобы новые законы принимались с учетом их интересов.