Как преодолеть кризис: на Западе предложили отказываться от собственности

От общей машины – до общей жены

Об этом говорится в документе, опубликованном на сайте Всемирного Экономического Форума, несколько дней назад.

Автомобили, гаджеты, даже мобильные телефоны - все это должно предоставляться работодателем или быть взято в каршеринг. Вещи обязаны отныне служить как можно дольше, ничего лишнего не надо ни покупать, ни производить. Этакая смесь коммунизма с плановой экономикой.

В публикации утверждается, что экономия ресурсов и переход к разумному потреблению, жизненно необходим для снижения глобального спроса на ископаемое топливо и драгоценные металлы. А без этого невозможна технологическая революция и переход к возобновляемым источникам энергии.

От общей машины – до общей жены

«Для перехода потребуются большие запасы важнейших металлов, таких как кобальт, литий, никель и многие другие. Нехватка этих важнейших полезных ископаемых может привести к росту затрат на экологически чистые энергетические технологии».

Полностью замкнутая экономика – это больше, чем просто переработка отходов; это сохранение материалов при их максимальной ценности, это изменение типов мышления. «Переходите от владения к использованию», - советуют авторы проекта «новой экономической реальности».

Потребляй и будешь счастлив, таков был совсем недавний тренд. Теперь он радикально изменился. Любая личная собственность – это зло, во-первых, она не экологична, во-вторых, вредит общественному благу.

«Будьте честны, у вас есть по крайней мере один старый личный мобильный телефон, спрятанный на дне ящика. Вы не одиноки. Лишь 39% работников во всем мире имеют ноутбуки и мобильные телефоны, предоставленные на время работодателями».

«Только широкое совместное использование может сократить владение простаивающим оборудованием и, следовательно, расход материалов. Это мышление, необходимое для перестройки городов, чтобы сократить количество частных транспортных средств. Платформы обмена автомобилями уже воспользовались этой возможностью, предлагая автомобили, где вы платите за час использования. Аналогичным образом, разные профили пользователей, которые создают на одном и том же устройстве, необходимы для сокращения количества устройств на одного человека».

Потребителей убеждают, что надо изначально проектировать продукты такими, чтобы ими могли пользоваться многие, индивидуальное удобство вообще не играет никакой роли. И поэтому товары лучше всего получать по подписке на коммерческих платформах. И они не должны иметь какие-то уникальные качества, а как можно более усреднённые характеристики, которые устроят всех.

В общем-то, с помощью грамотного пиара можно убедить людей в том, что смартфон нужно менять не раз в три года, а раз в пять лет. Или вообще в десять. Помимо очевидной экономии это ещё и уменьшит «ежегодный углеродный след от телефона на 31%».

Проблема в том, что любые компании всегда были заинтересованы в том, чтобы больше продавать, а не создавать долговечные продукты. На этом стоит капитализм. И, что и говорить, но лучшей экономической системы все ещё не придумали.

Перестраивая и без того кризисную экономику таким вот способом, можно окончательно ее уронить. Компании, производящие повседневные товары или электронику, будут разорены, если потребитель за всю свою жизнь арендует по подписке единственный пылесос или один телевизор. Развитие прогресса остановится. Ибо зачем придумывать новое, если и старое продолжит прекрасно работать? «Экономика должна быть экономной», - как пророчески говорил когда-то наш Брежнев. Знал бы он, что его слова в итоге возьмут на вооружение главные идеологические противники.

Безработные откажутся на улице. Но куда они пойдут, когда количество производств и вакансий сократится?

Уже сегодня от 30% до 40% трудоспособного населения в развитых странах, по оценкам различных известных социологов – от немца Клауса Дерре до россиянина Жана Тощенко, составляет так называемый прекариат: люди с низким социальным положением, слабой правовой защищенностью, отсутствием социальных гарантий и благ. Это хуже и беднее, чем пролетариат. Да, таким людям, пожалуй, личный автомобиль не очень и нужен. Но когда у человека ничего нет, ему и нечего терять.

С одной стороны - это свобода, не нужно покупать машину или брать ипотеку, значит, не будет и многолетней кабалы у банков. Но с другой: не напоминает ли это древний рабовладельческий строй, ведь у рабов, как и у прекариата 21-го века, тоже не было ничего своего, кроме тела?

Задумываются ли сторонники этого рационального подхода на Западе, что за жизнь их ждёт со всеобщим дефицитом, или пусть поговорят с нашими российскими мамами и бабушками, до сих пор хранящими «пакеты в пакетах».

Впрочем, вряд ли это коснётся непосредственно тех, кто пропагандирует для своих граждан такой вот минималистский подход, они прилетают в Давос на саммит ВЭФ на дорогущих частных самолетах, чей углеродный след гораздо больше несчастного следа от пятилетнего смартфона…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру