Исповедь опального митрополита Илариона: "Я ни в чем провинился"

Изгнан, но не сломлен

«Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Будапештский и Венгерский, совершил Божественную Литургию в Троицком приходе Будапешта... Посетил детский православный лагерь... Посетил столицу знаменитого винодельческого региона Венгрии — город Токай». Судя по официальному сайту Венгерской епархии, жизнь опального архиерея, еще совсем недавно де-факто второго лица в Московском патриархате, по-прежнему насыщена событиями. Но события эти, конечно, уже совсем иного масштаба.

Изгнан, но не сломлен
Первая проповедь митрополита Илариона в Венгрии. О подвиге русских святых.

На карте Русской православной церкви Венгрия — провинциальное захолустье. Причем такую глубинку еще поискать. Венгерская епархия — самая маленькая из европейских провинций РПЦ. Можно сказать — крошечная. «Епархия состоит из 14 храмов и приходов, из которых 11 являются действующими, — сообщает епархиальный сайт. — Еще 3 прихода епархии… в настоящее время незаконно захвачены Константинопольским Патриархатом… В епархии служит 10 священников и 5 диаконов».

Согласно Православной энциклопедии, приходы епархии посещают 5–6 тысяч верующих. Но, возможно, и это завышенная цифра. По данным венгерской статистики, всего в стране примерно 15 тысяч православных. При этом большинство их находится в юрисдикции Сербской православной церкви (40 приходов и женский монастырь Грабовац).

На втором месте — Румынская православная церковь (20 приходов). РПЦ — лишь на третьем. Кроме того, есть еще приходы, относящиеся к Болгарской церкви и Константинопольскому патриархату.

Кстати, до назначения митрополита Илариона (Алфеева) у епархии по большому счету не было собственного архипастыря. Предшественник его, митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков), управлял этой церковной провинцией, так сказать, по совместительству. Без отрыва от основного «производства» — рязанской кафедры.

И симпатизанты, и критики Илариона, разумеется, совершенно по-разному трактуют произошедшие с ним перемены. Но и те и другие сходятся в том, что его последнее назначение — ссылка. Категорически против такой оценки лишь сам Иларион.

«Дорогие братья и сестры, я приветствую вас из Будапешта, одного из самых прекрасных городов Европы и мира, — обращается митрополит к своей оставшейся в России пастве в ролике, размещенном недавно на православном портале «Иисус». — Я продолжаю получать сочувственные отклики от очень многих людей. Я благодарю всех, кто откликнулся на мой отъезд из России. Я, конечно, хотел бы сказать о том, что я никогда по своей воле не покинул бы Россию. Но когда мне было предложено служить за границей, то Венгрию я выбрал сам. Потому что я знаю эту страну, я люблю эту страну.

Многие думают, что меня сюда отправили в ссылку или в наказание. Но, во-первых, наказывать меня было не за что, потому что я ни в чем не провинился ни перед церковью, ни перед патриархом, ни перед Родиной. А во-вторых, в такие прекрасные места все-таки не отправляют в ссылку».

Ну, с последним тезисом вряд ли можно согласиться. Случается, отправляют и в более красивые места. Или, во всяком случае, не менее. Дело, собственно, не в красоте места, а в отдаленности от метрополии и способности влиять на происходящее там. Собственно, и сам Иларион прямым текстом говорит, что уехал не добровольно. Так что нечего: ссылка, безусловно, ссылка.

Но то, что он сам выбрал место изгнания, вполне может быть правдой. Будапешт для Илариона — не чужой город. В мае 2003 года Иларион был назначен епископом Венским и Австрийским и прослужил в этом статусе почти шесть лет. Именно отсюда вознесся он в 2009 году на ту вершину — епископ Волоколамский, викарий патриарха, председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного синода, — с которой два месяца назад был низвергнут.

Между прочим, той венгерской командировке тоже предшествовала опала. Правда, значительно более низкого уровня. Иларион, назначенный в конце 2001 года викарием Сурожской епархии (Великобритания и Ирландия), категорически не пришелся там ко двору. В конце концов его вынудили уйти «по собственному».

В том «производственном конфликте», впрочем, никакой высокой подоплеки не было. Илариона заподозрили в том, что он «подсиживает» шефа — митрополита Сурожского Антония (Блума). В общем, обычная склока. Принимавшая иногда довольно забавные, по крайней мере с точки зрения стороннего наблюдателя, формы.

«Меня обвинили в том, что я проявлял «строгость» по отношению к духовенству, — описывает Иларион пережитое в своем произведении «Сурожская смута». — Это обвинение было основано на следующем инциденте. Однажды за литургией я заметил, что клирик лондонского собора протоиерей Иоанн Ли, причащаясь Крови Христовой, глубоко погружает в нее усы, а потом сразу же отирает их платом, в результате чего значительная часть Крови Христовой остается на плате. Об этом я сказал ему в предельно мягкой и корректной форме... Он, однако, воспринял мое замечание крайне болезненно».

Чьи усы и бороды — ну или бритые «штатские лица» — Иларион обидел на этот раз? Если верить митрополиту, ответа нет и у него самого: «Мне было сказано только то, что этого требует нынешняя общественно-политическая ситуация».

Определенно пока можно сказать лишь то, что со своим изгнанием митрополит не смирился. Иначе не стал бы благодарить поддержавших его в трудной ситуации и не настаивал на отсутствии за собой какой-либо вины. Что подразумевает вину тех, кто так несправедливо с ним обошелся.

В общем, Иларион, похоже, еще совсем не «всё». Похоже, продолжение следует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28838 от 3 августа 2022

Заголовок в газете: Митрополит Иларион: «Я ни в чем не провинился»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру