И если раньше университеты, действительно, были монополистами научной мысли и новых идей, то сейчас многим не хватает гибкости. Работодатели жалуются, что программы зачастую не успевают за запросами рынка или оторваны от реальной практики. В этих условиях молодежь все чаще задумывается, а стоит ли класть пять лет жизни на алтарь высшего образования, когда выучиться на того же айтишника можно на трехмесячных онлайн-курсах?
Можно. Но, как говорит ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж, айтишник айтишнику рознь. «Все зависит от того, какой карьерный трек выбирает человек. Те же курсы программирования хороши при переподготовке кадров или для повышения квалификации. Однако чтобы оставаться востребованным специалистом во все времена, необходим качественный базис. А далее на него актуализируются знания, навыки и компетенции», – поясняет он.
К слову, работодатели также больше ценят сотрудников с дипломом. Недавнее исследование рынка труда, в рамках которого эксперты РТУ МИРЭА опросили 1632 работодателя из 78 регионов, это подтверждает. Порядка 30% из них считают наличие диплома одним из ключевых факторов для приема на работу. При этом порядка 40% руководителей отказывают соискателям без высшего образования.
Бизнес ищет кадры в университетах, а самые продвинутые – открывают здесь свои цифровые кафедры и запускают образовательные курсы.
К слову, вуз становится настоящей кузницей кадров для импортозамещения высоких технологий. Этим летом профильные кафедры здесь также открыли Росатом – будет готовить специалистов атомной отрасли, и производитель программных продуктов Astra Linux ГК «Астра». Компания запустила первую в России программу по администрированию отечественных операционных систем. Учитывая, что все больше структур переходят на собственные разработки, профессия становится крайне востребованной.
Всех студентов обучают преподаватели-практики из числа представителей крупного бизнеса и стартапов, главные инженеры и гендиректоры ведущих предприятий. При этом ученые степени и звания имеют 77% преподавателей.
Такой кадровый состав не просто образует горизонтальные связи между студентами, лекторами, бизнесом и учеными, но и позволяет мыслить глобально: оценивать личные интересы и увлечения как перспективный бизнес-проект или важное научное исследование.
Несмотря на экономические показатели и глобальный потенциал того же киберспорта и индустрии новых медиа, в обществе отчего-то по-прежнему ругают детей за их увлечения «стрелялками», «майнкрафтами» и прочими тик-токами, а родители призывают поступать на привычную «триаду» ЭМЮ: экономика, менеджмент и юриспруденция. В результате такого подхода, отточенного поколениями, только 27% россиян работают по профессии.
В РТУ МИРЭА решили ломать закостенелый стереотип, здесь принято, напротив, ориентироваться на личность каждого человека. Для геймеров открыли оснащенный по последнему слову техники Центр киберспорта «Киберзона», где можно готовиться к киберсоревнованиям: от вузовских до международных турниров.
В июле 2022 года здесь также запустили совместную с VK образовательную программу по разработке игр. Студентов бакалавриата будут учить геймдизайну, разработке серверных приложений на Java и игр на Unity. Лучшие выпускники получат возможность присоединиться к команде VK.
Как отмечают работодатели, спрос на таких экспертов превышает предложение уже сегодня. С уходом международных игроков с отечественного IT-рынка индустрия испытывает кадровый голод, особенно в сегменте высококвалифицированных кадров. Им готовы платить в среднем в 2-3 раза больше чем условным «белым воротничкам».
Однако, даже несмотря на высокие зарплаты, не все представители поколения центениалов хотят работать в найме. Как показывают социологические исследования, 43% «зумеров» хотят начать свой бизнес и изменить мир к лучшему. В РТУ МИРЭА предприимчивых учеников только приветствуют, здесь каждый может защитить свой стартап как выпускную дипломную работу.
Учитывают и интересы тех, кто хочет «менять мир к лучшему», идя научным путем. Согласно опросам Минобрнауки России, проведенным по результатам Года науки, больше 65% школьников гордятся отечественной наукой. Однако активных действий многие до сих пор не предпринимают из-за ложного стереотипа об ученом, как о «скромно живущем лаборанте».
В РТУ МИРЭА развеивают и этот миф. Здесь выступают за синергию бизнеса и науки. Ректор уже выходил с рядом важных инициатив по популяризации и повышению доступности научного сектора. И, в частности, предлагал ввести налоговый вычет для компаний, которые инвестируют в исследования.
А в самом университете с 2015 года непрерывно запускают профильные мегалаборатории, в том числе в сфере иммерсивных технологий, цифрового роботизированного производства, космического мониторинга, радио- и микроэлектроники, интернета вещей. При этом вуз остается важным исследовательским центром для страны, он отмечен сразу несколькими международными академическими рейтингами.
Всего в РТУ МИРЭА работает более 40 базовых кафедр при научно-исследовательских институтах РАН, конструкторских бюро и на высокотехнологичных предприятиях Москвы и Московской области. Среди них: ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи», Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и другие.
Исторически университет был известен высоким уровнем преподавания естественных наук, инженерии, логики и математики. В наши дни на базе десяти профильных институтов вуза можно изучать разные дисциплины (от искусственного интеллекта и экономической безопасности до дизайна, бизнес-информатики и биотехнологий) и быть уверенным, что любая из выбранных профессий будет не просто востребована на рынке труда, но и сыграет важную роль в процессе глобального импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета страны.