Тайные знаки Киевского вокзала: почему просьба о переименовании невыполнима

Упоминание о столице Украины заложено в архитектуре

Для одного из главных вокзалов нашей столицы наметилась перспектива «ребрендинга». Депутат Госдумы предложил в пику нынешним руководителям незалэжной Украины переименовать Киевский вокзал в Брянский. Но, по мнению знатока истории, такая смена названия все равно не поможет отменить в данном случае «киевщину»: в самом облике вокзала авторами этого здания еще более века назад увековечен тот факт, что дорога отсюда ведет именно к Киеву.

Упоминание о столице Украины заложено в архитектуре

История московских железнодорожных вокзалов – это цепочка переименований. Каждый из них (за исключением недавно открытого, Восточного вокзала) к настоящему времени пережил по несколько изменений своего названия.

Рекордсменом безусловно является Белорусский: в его истории уже 6 переименований. А вот Киевский относится к «аутсайдерам»: нынешнее его название всего-навсего второе. Впрочем теперь появился шанс догнать собратьев.

Благодарить за это следует заседающего в Госдуме Василия Власова. Депутат от фракции ЛДПР заявил, что в ближайшее время направит в столичную мэрию предложение о переименовании Киевского вокзала. Подобная идея, как пояснил ее автор, возникла у него из-за событий в Киеве, где в пылу выполнения программы по декоммунизации была предпринята попытка убрать с карты города даже название, связанное со столицей соседнего государства. «Наши оппоненты на Украине выдумывают название, лишь бы оно никак не связано было с Россией и с русскими людьми… В ответ на действия украинских властей по переименованию Московского проспекта в Киеве, считаю, необходимо рассмотреть возможность возврата исторического названия Киевского вокзала - Брянский вокзал». 

Депутатская логика становится понятна, если обратиться к фактам из истории железнодорожного транспорта Первопрестольной.

Еще в 1895 году предприниматели из Общества Московско-Киевско-Воронежской железной дороги получили разрешение на строительства рельсовой магистрали, которая должна была связать Белокаменную с Брянском. Вполне логично, что новый вокзал для нее получил название Брянского. Начиная с 1 августа 1899 года от его перрона стали регулярно отправляться поезда в этот крупный город.

Однако останавливаться на достигнутом радетели развития отечественных железных дорог не стали. Впоследствии линия была продолжена, так что несколько лет спустя пассажирские составы с Брянского вокзала стали ходить до Киева. В разговоре с историком транспорта Михаилом Егоровым мы смогли уточнить, что случилось это в 1907, когда было закончено строительство соединительной железнодорожной линии из района Брянска – от Навли, через Зерново до Терещенской.

Справка «МК»:

Вначале поезда между двумя важнейшими городами Российской империи курсировали по куда более длинному маршруту – через Курск (линию Курск – Киев строило созданное для этого общество Курско-Киевской железной дороги во главе которого стояли известные предприниматели Карл фон Мекк и Павел фон Дервиз). Регулярное пассажирское сообщение было открыто в 1870-м.

Тем не менее Брянским назывался и монументальный вокзальный комплекс, построенный взамен первоначального неказистого «сруба» по проекту инженера и архитектора Ивана Рерберга. Возведение его началось в 1914 году, накануне Первой мировой войны, а закончилось уже при новой власти – в 1918-м. Однако позднее, в 1934 году в советских «верхах» было принято решение переименовать вокзал в Киевский. Правильность именно такого названия объясняли тем, что оно «связано с магистральным направлением железной дороги».

Присвоение нового имени детищу Рерберга имело весомые последствия для московской топонимики. В итоге здесь, у старой Дорогомиловской заставы, возник целый «куст» «киевских» названий: в 1936-м был образован административно-территориальный район, поименованный в честь столицы Украинской ССР, чуть позже появилась станция метро «Киевская», к которой потом добавилось еще две ее подземные тезки.

Теперь этот «куст» может поредеть с подачи депутата Власова, если его идею поддержат городские власти и москвичи (сам инициатор предлагает провести голосование на портале «Активный гражданин»).

Впрочем даже если вокзалу и присвоят новое-старое имя, он не перестанет быть заточен под столицу Украины. Ведь именно с Киевом, а не с Брянском связаны несколько весьма заметных элементов наружного и внутреннего убранства этого красивого здания.

Каких именно, уточнил в разговоре с корреспондентом «МК» краевед Николай Ковалев.

— Начнем с того, что главный фасад нынешнего Киевского вокзала украшают два майоликовых изображения. Они размещены над портиками, расположенными по краям здания и служившими первоначально для входа пассажиров разного класса. Арка северного (правого, если смотреть со стороны привокзальной площади) портала предназначалась для респектабельных пассажиров I и II классов, а южная (левая) – для малосостоятельной публики, купившей более дешевые билеты в вагоны III и IV класса.

Так вот над портиками автор проекта Рерберг предложил разместить майолики геральдического содержания. Их создателем стал художник Борис Ланге. Справа расположено изображение Георгия Победоносца – небесного покровителя Москвы, слева (над более «дешевым» входом) – Архангела Михаила, который является небесным покровителем Киева.

Через несколько лет после революции, в 1925-м, эти «антисоветские», «церковные» майолики были заменены барельефами с изображением герба СССР. Долгие десятилетия после этого специалисты были уверены, что творения Ланге погибли. Однако в 1997 году во время проведения ремонтных работ на главном фасаде вокзала выяснилось, что при установке новых барельефов с советской государственной символикой майолики не пострадали: ниши, в которых они находились, просто закрыли монументальными гербами Советского Союза.

После этого главному фасаду вокзала был возвращен его первоначальный вид. Так что теперь всех, кто оказывается возле этого здания, «приветствуют» Георгий Победоносец и Михаил-Архангел – символы Москвы и Киева. Надо полагать, при возможной смене названия никому в голову не придет убирать майолику с небесным покровителем украинской столицы и заменять ее новодельным гербом Брянска! А потому напоминание о Киеве будет там фигурировать по-прежнему.

Еще одна черта, связанная с названием украинской столицы, встречается в бывшем зале ожидания для состоятельных пассажиров. Правда, она – зашифрованная. На потолке над центральной частью зала размещено старинное, выполненное еще до революции, панно. На нем помимо узоров изображены числа «1914» и «1916», а также буквенное сочетание: «МКВ».

Числа обозначают даты начала и окончания строительства существующего здания вокзала. Если с годом 1914-м все понятно, то насчет года 1916-го автор панно, готовивший его еще тогда, когда строительные работы были в разгаре, явно промахнулся. Предсказатель из него вышел плохой: здание не успели сдать к первоначально намеченному сроку, оно было открыто для пассажиров лишь в 1918-м.

А вот с буквами все ясно. Изображенная на потолке парадного вокзального зала аббревиатура «МКВ» означает Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. То есть и здесь фигурирует имя украинской столицы.

Как видим, вокзал сам напоминает о своем киевском содержании. Так, может, и не нужно трогать такое его уже устоявшееся название? И вообще, стоит ли нам действовать по принципу «око за око» и уподобляться нынешним властям незалэжной — наверняка, временным, устраивающим ради политического шума парад переименований?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28832 от 26 июля 2022

Заголовок в газете: Тайные знаки Киевского вокзала

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру