– Почему возникла необходимость капитального ремонта?
– Когда мы объявили о программе строительства школ и по поручению нашего президента В.В. Путина начали строить новые объекты, появились не просто школы, а, действительно, образовательные комплексы. Например, в Пятигорске построена школа, где есть и спортивный зал, и зал для фехтования, и бассейн. Инфраструктура настолько новая и современная, что, увидев ее, я подумала: «Я бы и сама хотела бы здесь учиться! Почему в наше время таких школ не было?». Это абсолютно новые возможности для ребенка. Так вот те школы, которые были в другом состоянии, на фоне новых сразу стали серьезно проигрывать. Когда делаешь что-то хорошее, начинает более ярко проявляться те проблемы, которые прежде были не так остро заметны.
И, конечно, все, в том числе и родители, стали говорить «Как здорово, что государство занимается строительством школ, но что делать с теми, которые нуждаются в ремонте?» Тогда мы пришли к тому, что нужна программа капитального ремонта, которая шла бы параллельно со строительством школ. И было поручение президента эту программу реализовать. Об этом объявили на съезде «Единой России», потому что мы изначально этой темой занимались. Собирали обращения от граждан, работали с коллективами. Наши партийцы, действительно, есть в каждом уголке страны. Соответственно, и количество встреч с жителями у нас больше. А когда появляешься в муниципалитете, о чем говорят люди? О той инфраструктуре, которая их волнует – школы, больницы, дороги, детские сады. На любой встрече, чего бы она ни касалась – на предприятии ли, во дворе ли – все говорят о школах. У всех – либо дети, либо внуки, и все проходят эту историю. Для нас инфраструктура образования, конечно, очень важна.
Затем программа наполнилась и содержанием. Верстая ее, мы поняли, что капремонт – это не только стены, не только широкий коридор. Очевидно, что это еще и образовательный, либо воспитательный компонент. Родители же не просто радуются: «Ой, какое хорошее пространство!» или «Какой хороший зал появился!». Радость и полезность заключается в том, что в этом зале, в этом пространстве, в этом обновлённом классе появляются новые возможности.
– Сколько объектов образования входит в эту программу на сегодняшний день?
– Наша задача - отремонтировать не менее 7300 школ. И мы посчитали, что не менее 3 тыс. из них должны сделать за два года. Понимаем, что потребность больше, но документальная готовность у школ пока такая. Все хотят, чтобы их школу отремонтировали, но для этого нужно подготовиться. Есть перечень работ по капремонту, утвержденный Минстроем. К примеру, если где-то идет реконструкция – это уже не капремонт, а другая программа. Какие конкретно работы выполнить – зависит от потребностей той или иной школы. В этом году программой охвачены 1653 школы - столько мы собрали заявок.. Более 1300 из них будут сданы в этом году. Также 345 школ «переходят» на два года: то есть они уже включены в эту программу, но будут сданы в 2023-м.
– А почему их ремонт займет два года?
– Это связано не с тем, что они "опоздают" – просто в этих школах запланирован такой объем работ, который требует больше времени. А есть и такие школы, которые уже к 1 сентября будут отремонтированы. Там нет большого объема – например, нужно отремонтировать только кровлю и рекреацию. Некоторые такие объекты уже сдаются.