– Вы не раз высказывались о главных изменениях, которые считаете необходимыми для отремонтированных школ (скоростной Интернет, расширенная зона ожидания для родителей и пр.). Скажите, пожалуйста, что из этого сегодня воплощается в жизнь при ремонте школ по программе?
– При капитальном ремонте школ нужно учесть все пожелания: и учителей, и учеников, и родителей. И действительно, родители часто обращали внимание на то, что зоны ожидания должны быть комфортными. Мы стремимся эти пожелания учесть. Я была в разных регионах, в разных школах, и во многих из них это пожелание учтено. Относительно скоростного Интернета – эта задача нами уже ранее была выполнена по поручению президента. Но вот с оборудованием для работы с таким Интернетом еще пока не во всех школах проблема решена. И поэтому в рамках программы капремонта школа может закупить необходимое оборудование.
Я также обращала внимание на необходимость оснащения школ современными пищеблоками, это сейчас очень актуальная задача, в рамках реализации другой важной программы – по обеспечению младшеклассников горячим питанием. И могу отметить, что, по имеющейся у нас информации, среди школ, уже подписавших соглашение на проведение работ, ремонт пищеблоков запланирован в 60% случаев. Также прорабатывается вопрос закупки спортивного инвентаря в новые спортивные залы, с 2023 года начнется реконструкция и капитальный ремонт спортплощадок при школах и их оснащение спортивным оборудованием. За счет региональных средств будут благоустроены территории школ и усилена их антитеррористическая защищенность.
В рамках программы реализуются не только ремонтные работы (а это, к слову, масштабные и самые разные виды работ: замена входных групп, электрики, полов и сантехники, ремонт потолков, лестниц, систем отопления, крыш и т.д.), но и обновление инфраструктуры, учебных пособий и повышение квалификации педагогов. Решения по обновлению школ выносятся на обсуждение с родительским сообществом и учениками. Они сами решают, нужно ли закупить мебель, обновить компьютеры или приобрести какие-то другие необходимые элементы инфраструктуры для школы.
Кроме того, профильным министерством готовится открытый онлайн-ресурс, где будут представлены все школы, в которых запланирован капитальный ремонт. Сервис даст возможность всем желающим посмотреть, какие конкретно работы будут проводиться в каждой школе и на каком они этапе.
– Оцените работу оперативных контрольных штабов по контролю хода капремонта. Оправдывают ли они свое создание? Насколько вовлечены родители и дети?
– Конечно, штабы оправдывают свое создание, выполняют очень важную работу. В разных регионах страны свой опыт. И хорошо, что регионам дана возможность самостоятельно определять формат работы своих штабов. Это позволяет им вместе с инициативными родителями, детьми выбирать для себя наиболее удобные формы взаимодействия, выработки творческих предложений, их реализации в своей школе.
В региональных штабах разная активность. Как всегда, есть наиболее передовые и активные примеры. Мы стараемся лучший опыт подсвечивать и передавать другим. К примеру, на днях я приняла участие в работе штабов в Удмуртии и Псковской области, лично встречалась с коллективами и была приятно удивлена вовлеченностью педагогов, родителей, детей в процесс.
В каждой школе есть родители, которые работают по специальностям: строители, дизайнеры, экономисты. И зачастую бывает так, что после ремонта кто-то чем-то недоволен. Теперь же есть уникальная возможность не только критиковать, но и самому участвовать в процессе контроля за ремонтом учебных учреждений и вместе с педагогическом составом и подрядчиками создавать новые современные школы для наших детей.
Вообще же, штабы и рабочие группы при школах – это команда помощи и взаимовыручки. Мы все заинтересованы в одном результате, чтобы школы стали комфортными, удобными и современными. Именно поэтому в процесс обсуждения, а потом и контроля так активно включилось родительское и ученическое сообщество. Эффективность такого взаимодействия с родителями, с учениками во время капитального ремонта неоспорима. Когда столько жителей заинтересованы в качестве выполнения работ, в своевременности сдачи объекта, в правильной технологии процесса, когда есть контроль со стороны – всё это выступает гарантом качества сделанных работ.
– Почему, по вашему мнению, важно создавать в школах не только учебную среду, но и творческие направления, развивать в школах местные музеи?
– Всестороннее развитие детей требует создания для них максимальных возможностей для творческого развития, для выявления способностей каждого конкретного ребенка и их развития. Поэтому важны не только обучение и воспитание ребенка, но и обеспечение детям возможности для полноценной реализации ими своих способностей, интересов, задатков в созидательном русле.
Сейчас школьные музеи становятся все более важным компонентом образовательного пространства. Важно, когда дети принимают активное участие в создании школьных музеев. С их помощью учебный процесс становится более увлекательным и интересным. Ведь история каждого населенного пункта своеобразна, имеет свою индивидуальность. И сохранение этой индивидуальности – важная задача школьного музея. Это также помогает взрастить в школьниках любовь к своей малой родине. Учащиеся не просто знакомятся с экспозициями, но и становятся участниками разнообразных исследований по истории. Это важно и для патриотического воспитания подрастающего поколения, которое необходимо начинать с совсем малого – с любви к родной улице, к родной деревне, поселку или городу, со знания, в честь кого или почему названа та или иная улица в населенном пункте, где ты проживаешь. Дети, как и их родители, должны знать и символику Российской Федерации, и символику тех населенных пунктов, где они проживают. А также знать главные атрибуты нашего государства: флаг, герб страны, текст гимна, что будет способствовать лучшему усвоению национальных традиций, воспитанию гражданственности, патриотизма.
Сегодня истории, сохранению исторической памяти уделяется особое внимание. На примере Украины мы видим, как можно потерять поколение, которое взращивают чужие страны на сфабрикованной истории в своих корыстных интересах. Поэтому очень важно встроить школьные музеи в работу самой школы. Но для этого необходима их перезагрузка, нужно «вдохнуть в них жизнь». Музеи должны, да и могут стать интересными образовательными, просветительскими центрами не только в своей школе, но и в своих населенных пунктах. Ценность школьного музея не только в экспонатах, а в деятельности, в вовлеченности детей в исследования.
– В реестр школ, нуждающихся в капремонте, вошло более 7 тысяч объектов. Будет ли он пополняться?
– Дополнение реестра не исключено. Мы обсуждали этот вопрос вместе с Минпросвещения, ведь с годами объекты изнашиваются, и если на сегодня какая-либо школа пока еще находится в удовлетворительном состоянии, то по мере реализации программы в течение пяти лет ее состояние может уже потребовать капитального ремонта. Факторов, влияющих на состояние зданий, много, поэтому мы имеем в виду возможность дополнения реестра в конкретных случаях.
– Программа капремонта была задумана еще до того, как произошли февральские события. По вашему мнению, благодаря чему удалось все же запустить процесс, несмотря на достаточно жесткие условия, в которых оказалась страна?
– Капитальный ремонт школ – это ключевой раздел Народной программы партии «Единая Россия», магистральное направление работы. Как отметил секретарь Генсовета нашей партии Андрей Турчак, программа, безусловно, будет выполнена, невзирая на санкции и трудности. Ни один начатый проект не будет закрыт, и каждый объект мы обязательно доведем до конца. Все социальные обязательства будут выполнены.
Президентом, правительством и партией неоднократно подчеркивалась важность и высокая социальная значимость программы капремонта школ, говорилось о недопустимости срыва сроков ее реализации.
В условиях давления на экономику мы уже столкнулись с целым рядом вызовов. Это рост цен в первую очередь на различные товары, комплектующие, строительные материалы, оборудование. Поэтому принято решение, что проектно-сметную документацию можно будет корректировать с заменой стройматериалов из недружественных нам стран. Каждый выделенный рубль должен расходоваться максимально эффективно.
Чтобы все прошло четко и по плану, мы провели ряд мероприятий с участием профильного министерства и регионов. Кроме того, по поручению Секретаря Генерального совета партии А.А. Турчака, за всеми объектами капремонта мы закрепили ответственных депутатов каждого уровня власти (федерального, регионального, местного). Это было сделано для того, чтобы в постоянном и оперативном режиме решать на ранней стадии любые возможные проблемы в процессе работ и не допустить срыва плановых сроков сдачи объектов. Это очень важно и с целью контроля, и с целью постоянного внимания к этому вопросу родительского сообщества.
Для координации работы «Единая Россия» в тесном взаимодействии с Минпросвещения России и Общественной палатой РФ создали специальный федеральный общественный штаб. В него вошли представители общественности, школьники, учителя, родительское сообщество, победители и участники «Большой перемены».
В каждом регионе РФ с участием партии «Единая Россия», представителей Российского движения школьников, победителей конкурса «Большая перемена», учителей, родительского сообщества, общественных организаций созданы региональные штабы, которые отслеживают этапы реализации программы – от проекта ремонта, проведения экспертиз до приема работ. Родительские проверки помогут главам регионов и региональным руководителям образования своевременно реагировать на проблемы и бороться с недобросовестными подрядчиками.
– Поделитесь, пожалуйста, своим видением, о чем для вас программа капремонта школ? В чем ее главная цель и почему она так актуальна сегодня?
– Программа капитального ремонта школ на самом деле не только про ремонт. Это программа, которая должна изменить качество жизни людей. Каждый ребенок должен учиться в комфортных и современных условиях, вне зависимости от того, живет он на селе или в городе. А еще эта программа – она про будущее нашей страны. Именно в школе ребенок, который взрослеет, становится личностью и гражданином, проводит каждый день. И наша задача – чтобы он получал знания и формировал свои цели в жизни в современном образовательном пространстве.
Программа капитального ремонта школ была инициирована партией «Единая Россия» и поддержана Президентом России В. Путиным 19 июня 2021 года на XX съезде партии «Единая Россия». Реализация программы капремонта и оснащения оборудованием 7300 школ, рассчитанная на ближайшие 5 лет, включена в Народную программу «Единой России». Это наш приоритет на период до 2026 года. На сегодня программа капремонта школ является главным для нашего партийного проекта «Новая школа», федеральным координатором которой я являюсь. Стартовала программа в субъектах Российской Федерации в январе этого года.
Президент Владимир Путин поручил при реализации программы сделать акцент на сельские школы. 72% российских школ нуждаются в текущем ремонте, 10% – в капитальном, а есть и случаи аварийного состояния зданий. При этом некоторые из давно построенных школ имеют глубокую историческую ценность и значимость. Очевидно, что больше нельзя откладывать задачу капитального обновления таких школ. Да, новые школы строятся и вводятся в эксплуатацию с улучшенной материально-технической базой, но пристального внимания требуют ранее построенные школы, которые нуждаются в серьезном ремонте и улучшении материально-технической базы. Наша главная задача – обеспечить равный доступ к услугам образования со всеми современными возможностями организации образовательного процесса и воспитательной работы. К тому же в ряде случаев капремонт позволяет гораздо быстрее создать современные комфортные условия для образовательного процесса, чем строительство новой школы, а это значит, что большему количеству детей смогут быть раньше доступны такие условия.