Отказавшихся вакцинироваться граждан разворачивают в судах либо суды второй инстанции в апелляции меняют уже принятые положительные решения…
И даже сами работодатели нередко не могут ничего изменить, хотя есть и те, кто обращаются в Роспотребнадзор с просьбой вернуть работников на их законные места.
«Руки опускается. Я уже не знаю, к кому и куда обращаться, – сокрушается Жанна Андреева из Владимирской области. – Я была отстранена от работы без сохранения зарплаты еще 20 декабря прошлого года в связи с отказом от вакцинации препаратами, не прошедшими клинические испытания. Это мое конституционное право.
Тем более что ни в один перечень работников, подлежащих обязательной вакцинации, я не вхожу, но прошла два суда, писала во все инстанции – все бесполезно, как будто на наши жалобы отвечают не люди, а роботы. А между тем таких как я, тысячи».
Прививать наших граждан активно взялись, если кто помнит, осенью прошлого года. В октябре–ноябре были подписаны постановления главных санитарных врачей российских регионов о том, что отныне отдельные категории населения обязаны сделать прививки от коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям. Все эти документы были как под копирку и отличались только фамилиями чиновников и названиями областей, краев и республик РФ.
«Я, Главный государственный санитарный врач такой-то, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), отмечаю, что эпидемиологическая ситуация по данной инфекции в такой-то области расценивается как неблагополучная.
Постановляю:
…Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности».
Санитарными врачами перечислялись те самые «отдельные категории граждан», куда входили буквально все: дворники, курьеры, работники ЖКХ, торговли, образования, культуры и так далее. Если отстраненные были не согласны, они могли, конечно, подавать в суд. Сперва лояльные руководители смотрели на это сквозь пальцы, но постепенно народ прижали к ногтю.
Так, скончавшийся от коронавирусной инфекции Владимир Жириновский в свое время призвал не пускать на работу даже своих коллег, депутатов Государственной думы, если они не вакцинировались (сам политик, как мы помним, привился всеми существующими препаратами восемь раз), а саму прививку включить в Национальный календарь и сделать обязательной для всех.
«Хочу казню, хочу милую»
При этом пандемия в России официально объявлена так никогда и не была. Да и в мире тоже: как объясняла ВОЗ, юридически такого понятия, как «пандемия», не существует, в 2020 году это слово было использовано исключительно для того, чтобы привлечь внимание к проблеме. Никто ж не знал, чем все закончится.
«Вы представляете, что это такое – больше чем на полгода остаться без заработной платы? Страдает вся моя семья, – продолжает Жанна Андреева, которая много лет трудится на оборонном предприятии. – Страдает и дело. Я нужна на своем месте, так сказали руководители моего предприятия при личной встрече 15 апреля. Ведь идет специальная военная операция, и наша продукция чрезвычайно важна. Многие работают практически без выходных, остаются сверхурочно, людей не хватает».
В марте 2022 года руководство их завода, по словам Андреевой, заявило о готовности из-за возросшей нагрузки вернуть ее и других отстраненных сотрудников и даже вроде бы обратилось в местный Роспотребнадзор. Однако там отказали в связи с «неблагополучной эпидобстановкой в регионе».
При этом практически все карантинные ограничения во Владимирской области тогда же, в марте, были сняты губернатором.
Получается, региональные санитарные врачи главнее губернатора? И даже президента, который, как мы помним, не раз высказывался о добровольности прививок? Ведь даже закон о QR-кодах, фактически закрепляющий обязательность вакцинации, так и не был в итоге принят.
«Увы, местный Роспотребнадзор настаивает на том, что мы все равно сможем вернуться только при достижении 80% коллективного иммунитета», – объясняет Жанна Андреева.
А в федеральном Роспотребнадзоре, куда обращаются отстраненные граждане с жалобами, им сообщают, что при оценке эпидситуации актуален только коэффициент распространения инфекции. Именно он показывает среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции. Эту цифру определяют по специальной формуле, исходя из числа новых случаев.
Кстати, во всей Владимирской области, где постоянно проживают миллион триста тысяч человек, 18 июля COVID-19 заболели всего 12 человек – 0,0009% населения. И какой нужен, получается, коэффициент распространения?..
Хотя, конечно, безграничная власть над людьми, наверное, не может не нравиться некоторым нашим чиновникам. «Хочу казню, хочу милую».
Вопросы к коллективному иммунитету
В Европе опять очередная волна. В отдельных странах снова заболевают сотни тысяч в день. Вирус всё мутирует. К этому уже привыкли, смирились. Если не можешь изменить ситуацию, что еще остается?
Ученые выяснили, что человек может заражаться каждым новым штаммом COVID-19 , пожизненного иммунитета нет, да и антитела от старого варианта держатся в крови всего несколько месяцев.
А ведь когда принимались октябрьские постановления санитарных врачей, нас уверяли, что повторное заболевание практически невозможно, и всех спасет «коллективный иммунитет».
Теперь же говорят, что коллективного иммунитета тоже не существует. Поэтому бессмысленно высчитывать в процентах, сколько уже переболело.
Во всем мире сейчас идут споры: отказываться от добавочных, бустерных вакцин или нет, так как коронавирусные вспышки это не сбивает. Прививки не создают специфической резистентности.
В Германии, например, вирусологи с экранов телевизоров советуют старикам использовать теплое время года для того, чтобы полегче перенести COVID-19. Ходить без масок и желательно в толпе народа – это последняя рекомендация...
Кому-то удалось восстановиться по суду
Да, в данный момент инфекция переносится гораздо легче, смертность упала до минимальных величин, в том числе и потому, что представители групп риска за два года уже умерли.
За границей опубликованы сотни авторитетных исследований на эту тему. У нас же не разглашаются даже результаты все еще продолжающихся клинических испытаний профилактических препаратов, так как, согласно официальному ответу Минздрава РФ депутату Алексею Куринному, эта информация является коммерческой тайной и не может быть обнародована без согласия разработчика.
Получается, открытых сведений об эффективности и безопасности препаратов нет, но при этом люди, отказавшиеся их применять, лишаются средств к существованию?
Были случаи, когда давление на работников прекращалось, и люди спокойно возвращались к выполнению своих обязанностей.
Так, в январе 2022 года едва не дошло дело до стачки на одном из крупнейших питерских заводов. Рабочим пообещали заблокировать пропуска и не пускать на территорию, пока не принесут QR-код. По разным оценкам речь примерно шла о тысяче человек.
«В результате до открытого противостояния дело так и не дошло, так как в это время зимой принялись болеть все подряд, и привитые, и непривитые, конфликт сошел на нет», – вспоминает правозащитник Денис Шульга.
По словам правозащитников, сперва суды вполне лояльно относились к искам отстраненных работников и по таким делам преобладали положительные решения.
Подобные процессы проходили в Якутии, на Сахалине, в Брянске, Пскове, Оренбурге…
Так, житель Сахалина 60-летний Сергей Ч, работающий в хостеле, лишился должности с 20 июля 2021 года. Отправить строптивца на дистанционку было невозможно, так как он трудился сантехником.
Как признался истец, лишившись средств к существованию, он испытал сильные физические и нравственные страдания, которые оценил в 50 000 рублей, а также попросил, чтобы ему вернули за время вынужденного прогула зарплату за несколько месяцев простоя в размере 66 000 рублей.
Судья решил, что Сергей прав.
Выдав ему уведомление о необходимости сделать прививку, с него не получили обязательное письменное объяснение, почему он отказывается вакцинироваться. К тому же акт о его отказе должны были завизировать три руководителя, а подписала только одна непосредственная начальница. Да еще и были сокращены сроки вакцинации, в которые сантехник должен был уложиться.
Удовлетворили иск и медсестры отделения оказания паллиативной медицинской помощи Лоры Семеновны А. из Якутска.
У нее был постоянный медотвод по медицинским показаниям от прививок, так как она перенесла анафилактический шок на другую вакцину, но это никого не волновало. Хотя, по российским законам, если сотруднику нельзя делать прививку по состоянию здоровья, отстранить от работы его не имеют права.
С учетом установленных судом обстоятельств дела суд пришел к выводу, что требования о вакцинации на отстраненную медсестру не должны распространяться, работодателя обязали выплатить ей положенную зарплату и принять обратно.
Защитили свои права брянские педагоги, псковские медработники, несколько судов выиграли отстраненные работники в Оренбурге: сотрудница детского сада, имеющая медотвод, добилась компенсации морального вреда.
В апреле уже 2022 года Оренбургский облсуд восстановил в должности еще одного работника медучреждения. Это случай уникален тем, что у написавшей иск жительницы не было никаких причин отказа от прививки. Она просто не хотела делать укол и не стала свои предоставлять работодателю персональные сведения о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции, о медотводе от прививки или документ о перенесенном заболевании COVID-19 в течение последних 6 месяцев. На что в принципе имела полное право. Так как закон о добровольном предоставлении персональных сведений никто не отменял.
Руководитель ее медучреждения был уверен, что приказ об отстранении от работы является абсолютно обоснованным, ведь дама трудится в лечебном учреждении. Однако апелляционная инстанция Оренбургского областного суда, изучив материалы, пришла к выводу, что истец не выполняет работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, – хоть ее рабочее место и расположено в здании медучреждения, постановление санитарного врача женщину не касается.
Но, скажем честно, это было одно из последних решений в пользу отстраненных граждан.
«Удивительно, но во второй половине прошлого года и даже в начале этого, когда вроде бы все гайки были закручены, положительные судебные решения по нашим делам все равно преобладали, а вот, начиная со второго квартала 2022 года, пошел вал отказов по трудовым спорам, – комментирует правозащитник Денис Шульга. – Причем видно, что судьи нервничают, так как объективных причин не восстанавливать на работе таких граждан нет, эпидемиологическая ситуация наладилась, заболеваемость падает, но, видимо, появились еще какие-то причины не становиться на сторону работников».
Если раньше должность отстраненного работника дословно не входила в перечень постановления правительства о видах работ, представляющих особую опасность для заражения инфекционными заболеваниями, то суды обычно удовлетворяли иск, особенно когда в регионе уже был достигнут необходимый охват вакцинации. Тогда обстоятельства трактовались в пользу человека, сейчас такое происходит далеко не везде и не всегда. Если же отстраненный гражданин продолжает упорствовать, то всегда найдутся возможности от него избавиться. Как известно, незаменимых у нас нет.
Александр Куценов из Абакана был отстранен от работы с 31 августа 2021 года по 5 апреля 2022 года. Суд первой инстанции признал эту меру незаконной и постановил возместить средний заработок за весь период и компенсацию морального вреда в размере 5 тыс. руб. Верховный суд Хакасии встал на сторону работодателя.
Позднее Восьмой кассационный суд Кемерово отменил решение республиканского ВС и направил дело на повторное рассмотрение. После того, как Александр подал в суд в третий раз, то попал под сокращение. Неожиданно. Один из всего коллектива. «3 июня мне пришло уведомление, что с 3 августа моя должность сокращается», – прокомментировал он журналистам.
«Когда надо – вирус есть, когда не надо – его нет»
Сейчас судьи мотивируют свои отказы в восстановлении отстраненных тем, что постановления санитарных врачей, на основании которого все это было сделано, отменены всего в 15–20 регионах, а в остальных продолжают действовать. Хотя на федеральном уровне все ограничения уже сняты, получается, это ничего не значит. Например, такая ситуация в Санкт-Петербурге. Там Постановление №121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции», принятое в марте 2020 года, так и не отменено. Хотя, если нужно, в самой культурной столице проводятся и массовые мероприятия, включая те же «Алые паруса».
Более того, правительством Санкт-Петербурга 30 июня 2022 года было выпущено очередное изменение в это постановление. Переболевшие или имеющие положительные результаты анализов на специфические антитела имеют, по их мнению, право не иммунизироваться против новой коронавирусной инфекции только в течение года. Потом, по мнению чиновников от медицины, иммунитет «сгорает», как неиспользованные бонусные баллы сотового оператора, и такой сотрудник снова становится потенциальным кандидатом на отстранение.
То есть когда надо – коронавирус есть, когда нет надо – его нет. Очень удобно, не так ли?
Свыше пяти тысяч человек со всей России подписали петицию с просьбой отменить дискриминирующие их трудовые права распоряжения чиновников.
«На днях мы отправили массовое коллективное обращение председателю Верховного суда Вячеславу Михайловичу Лебедеву с просьбой соблюдать базовые принципы судопроизводства: верховенства закона, независимости судей, законности и справедливости при вынесении решений – чтобы судьи не выносили судебные решения на основании неизвестных обществу внешних распоряжений, – говорит Денис Шульга. – При этом и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин также отмечает, что меры борьбы с различного рода угрозами – актуальными или потенциальными – должны быть оправданы защитой конституционных ценностей, соразмерны степени опасности для этих ценностей и не должны вести к нарушению конституционных прав и свобод».
Письмо на имя Генерального прокурора Игоря Краснова с просьбой провести масштабную проверку по фактам многочисленных отстранений от работы написала сенатор Маргарита Павлова.
«За прошедший месяц я получила сотни писем и сообщений со всей страны. Многие из них не могут выполнить своих обязательств по кредитам, лишены средств к существованию. Считаю, что у каждого человека есть законное право на отказ от медицинского вмешательства, которым является в том числе и вакцинация от коронавируса», – подчеркнула сенатор.
Да, такое, конечно, происходит не только в России. И везде люди борются за свои права. И даже выигрывают.
Так, Верховный суд США в начале января 2022 года блокировал указ президента США Байдена об обязательных прививках против COVID-19 и регулярном тестировании в компаниях, где трудится более 100 человек.
Конституционный суд Словении в декабре 2021 года признал указ об обязательной вакцинации государственных служащих от новой коронавирусной инфекции незаконным.
Второго февраля 2022 года Высший административный суд Чехии отменил постановление местного правительства, запрещающее без подтверждения статуса о вакцинации посещать общественные места.
Подобные решения были приняты судами Бельгии, Испании, Канады и других стран. На основании судебного решения раскрыты сотни тысяч документов Pfizer о засекреченных клинических исследованиях противокоронавирусной вакцины, которые фармацевтический гигант планировал не публиковать в течение 75 лет. Юристы обнаружили в них серьезные фальсификации результатов клинических испытаний МРНК-вакцины. Раз речь идет о здоровье и жизнях людей – какие могут быть секреты?
«И только в нашей стране, где любому очевиден конфликт интересов в сфере разработки, производства, регистрации и правовом регулировании фармпрепаратов не только не ведется должным образом учет поствакцинальных осложнений, не только не публикуются данные клинических исследований и результаты их экспертиз, но вдобавок и суды отказывают практически любому обратившемуся с иском о защите нарушенных прав», – в письме к председателю Верховного Суда изложили проблему правозащитники.
И вроде бы проблема сходит на нет, тем более ограничения отменили. Но чего ждать дальше?
Тем временем чиновники Роспотребнадзора дают понять, что не стоит слишком уж привыкать к свободе от коронавируса. Уже появилась официальная информация о том, что к осени надо ждать очередной вспышки COVID-19, а вместе с ней – возвращение всех прежних ограничительных мер.