Жаль, просто дипломантом без призового места остался кубинец Мигель Коста, который подкупил публику исполнением песни «Снег». Было достаточно смелым решением перепеть хит Филиппа Киркорова, который к тому же на творческом вечере поп-короля в качестве сюрприза для него исполнил Валерий Леонтьев… Но кубинец справился — продемонстрировал и собственное прочтение песни, и хорошее произношение — русский язык с его мягкими гласными и согласными — не самый простой для англо- и испаноговорящих людей. Да к тому же у выбора песни оказалась предыстория — Мигель, как он сам рассказал, уже бывал раньше в Витебске и как-то познакомился на улице с местной девушкой Ольгой, и вот уже достаточно долго пытается найти упорхнувшую от него случайную знакомку.
Но дело даже не в наградах. В нынешнем году музыкальный сейшен в Витебске остался единственным международным славянским фестивалем. Раньше он соперничал с «Новой волной», в этом году российского фестиваля в полном объеме не будет, пройдет только детская «Волна», причем не под Ялтой, как было в последнее время, а в Москве. Взрослый конкурс и сам фестиваль со сборными концертами, в которых участвовали все российские звезды, бенефисами и бесконечными светскими вечеринками на нынешний год отменен.
Таисия Повалий — тайное оружие Лукашенко
Фестиваль в Витебске тоже делать сегодня непросто. Об этом говорил и президент Беларуси Александр Лукашенко на открытии фестиваля, куда приехал с сыном Николаем.
Президент очень эмоционально выступил, открывая фестиваль искусств. Для начала он запросто появился в зале и прошествовал на сцену, нисколько не переживая, что весь зал встал и снимает его на фотоаппараты и телефоны. Глава государства лишь улыбался, а с некоторыми зрителями даже здоровался. Начать свою речь президенту удалось только с третьей попытки, поскольку его слова перебивали аплодисменты.
— Я пока не заслужил таких оваций, но я буду стараться, — заметил Лукашенко, а затем пошутил: — Это называется «напросился».
Вступительное слово главы государства носило яркий политический окрас: «Люди приехали в Беларусь, невзирая на расстояния и, к сожалению, определенные преграды, — отметил президент и поставил цель, — в современном безумном, ошалевшем мире с разделением людей по национальным и прочим признакам пусть наш фестиваль будет источником созидания и новых свершений». Далее Лукашенко коснулся острого вопроса Украины: «Судьба «Славянского базара» с первого дня связана с политикой, мы сохранили наш фестиваль в трудные 90-е, и сегодня призыв «Через искусство — к миру и взаимопониманию» снова актуален. …Мы не могли представить, что с политической карты исчезнет дружественная нам Югославия, постсоветское пространство погрузится в череду международных конфликтов, натовский блок расширится на Восток, раскидав славян по разные стороны. Восемь лет назад был нанесен удар в самое сердце славянского мира. Мы потеряли Украину задолго до начала специальной операции. Они сами отказались от славянской идентичности, и нам чудом удавалось привозить на эту сцену украинских артистов. Но на открытии «Славянского базара» звучал и будет звучать украинский язык. Братский украинский народ вернется в свою семью. Как ни стремится Запад отделить нас железным занавесом, к нам продолжают приезжать из Европы и других государств. И сегодня здесь, рядом с белорусами, впрочем, как и всегда, настоящие друзья».
Кстати, по традиции фестиваль ведущие открыли все так же на трех языках: белорусском, русском и украинском.
Александр Лукашенко, опять же по традиции, приехал на открытие с сыном — Николай вырос в очень красивого юношу, держался он сдержанно. Сам же Лукашенко в ходе просмотра концерта утеплился, надев зеленую жилетку, украшенную красным флажком, в итоге наряд получился в цветах белорусского флага. Кстати, президент Александр Лукашенко вместе с сыном оставались на концерте до финального фейерверка, что случается не всегда. К слову, еще накануне поговаривали, что у главы государства в этот день другое важное мероприятие, и он может вообще не приехать на открытие. Но Лукашенко детище свое без отеческой руки не оставил.
Слова Александра Лукашенко о том, что украинский язык не уйдет с фестивальных площадок, оказались не пустыми. На их воплощение были брошены все силы. Да, не так много украинских исполнителей решились приехать на музыкальный сейшен в Витебск. Так, не было украинских участников в детском музыкальном конкурсе, не значились они и в списке конкурсантов взрослого соревнования. Хотя и там, и там было множество представителей зарубежных стран — взрослые конкурсанты приехали из самых разных уголков от Италии до Кубы. Были представители Латвии и Армении, Азербайджана и Сербии. Дети также представляли самые разные уголки планеты — от Мексики, Канады и Египта до Израиля и Эстонии. И только украинцы проигнорировали конкурс. Разумеется, не по собственной воле. Интересно, что в прошлый, юбилейный год фестиваля большинство украинских артистов также бойкотировали участие в нем. Однако во взрослом конкурсе все-таки была участница из этой страны — Рената Штифель. Она не только проигнорировала запрет на приезд в Витебск, но и в итоге попала в число призеров — разделила второе место с представителем Беларуси Даниилом Мышковцом. В свою страну Рената после такого демарша вернуться уже не смогла. Судя по ее социальным сетям, она сегодня проживает на Кипре, пытаясь делать бизнес на купальниках. В своих постах певица поддерживает свою страну, что ей не помогает — вернуться на родину Рената не решается.
Не приехал никто из украинцев и судить оба конкурса — ни в качестве судьи, ни тем более председателя жюри. Главной по взрослому соревнованию была Лариса Долина, главным судьей детского конкурса оказался белорус — композитор и музыкант Василий Раинчик.
К слову, досталось за участие в Базаре и Бируте Петриките — известной литовской исполнительнице, которая была в составе детского жюри. Популярную исполнительницу затравили соотечественники, даже коллеги по сцене. Певице пришлось оправдываться: «Это родина моего мужа. Что мне сейчас делать? Разводиться с мужем? Есть такой закон?» — заявила она, добавив, что музыка и политика никак не связаны.
И все-таки организаторам конкурса удалось разорвать бойкот украинских артистов. Исполнителем, который представил свою страну Украину, стала Таисия Повалий. Она приняла участие в концерте открытия и спела две песни: одну — «Вербу» — на родном украинском, вторую — «Кофе с корицей» — на чистом русском.
Выступление Повалий и украинский язык, зазвучавший на сцене, публика встретила овациями.
Таисии Повалий, по всей видимости, путь на сегодняшнюю Украину тоже уже отрезан. Однако певица за прошедшее время успела завоевать достаточно прочную популярность в России, и она не пропадет. В отличие от той же Софии Ротару, которая оказалась распята с одной стороны между сыном и внуком, которые не могут покинуть Украину, находясь в призывном возрасте. Не далее как в марте они предприняли попытку перебраться на лодке в Молдавию, но были задержаны и возвращены в Киев. А с другой стороны — дорогой недвижимостью в Крыму, где у Ротару есть вилла, а вернее, трехэтажный отель Villa Sofia в Ялте. Уже более двух лет певица пытается продать эту виллу за 25 миллионов евро, но безрезультатно.
Теперь же и вовсе надежды выгодно избавиться от проблемной недвижимости становятся призрачными, без должного ухода она ветшает и теряет в цене.
Денис Мацуев — мечта «сырих»
Однако, несмотря на некоторые сложности, программа фестиваля была более чем достойной. Чего стоил один только концерт Дениса Мацуева! Зал филармонии был полон под завязку. Самые настоящие «сырихи» толпились у дверей филармонии, время от времени некоторым счастливицам выносили пригласительные контрамарки. Многие фанатки исполнителя приехали из Москвы и просто не успели купить билеты. Даже боковые места третьего этажа филармонии, где с кресел не видно сцену, были забиты под завязку — люди смотрели концерт стоя. Денис Мацуев выступал в рамках Дней Союзного государства.
— Есть имена — легенды, которые известны сотням миллионов людей. К ним относится имя народного артиста России Дениса Мацуева, — сказал перед выступлением пианиста госсекретарь Союзного государств Дмитрий Мезенцев. Он попросил артиста включить приезд на фестиваль в планы на следующий год.
Пианист блестяще исполнил цикл «Времена года» Петра Чайковского и сонату Сергея Рахманинова для фортепиано №2 си-бемоль минор. Публика хлопала так, что выпросила овациями аж два биса — «Ноктюрн» Фредерика Шопена и фортепианную импровизацию на тему сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
Вообще фестиваль в Витебске на этот раз заметно изменил свой формат: если ранее он изобиловал популярными артистами, то теперь ставка была сделана не столько на попсовость звезд, сколько на их классицизм и патриотизм. Во время музыкального сейшена всеми силами усиливался лозунг «Мы вместе!» и поддерживался в людях патриотический настрой. Такого содержания песни звучали на улицах все дни фестиваля. Надо заметить, часть аккредитаций участников была украшена большой буквой V. «Это означает «волонтеры», а не то, что вы подумали», — любезно объяснили мне их обладатели. Волонтеров на обслуживании фестиваля действительно работало много — возможно, отчасти поэтому его удалось удержать, несмотря на общие экономические трудности, все на том же высоком уровне.
Сергей Безруков также выбрал для выступления на открытии достаточно пафосный репертуар. Более того, при чтении знаменитого стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь» по щеке артиста потекла не совсем скупая мужская слеза. Глядя на это проявление сентиментальности, было даже сложно поверить, что буквально за три часа до этого на сольный спектакль артиста, согласно его пожеланию, не пустили аккредитованную на фестивале прессу — оказывается, созерцать такую театральную величину можно «только по купленным билетам». Более того, артист «зазвездился» настолько, что охрана аж перекрыла коридор, где располагалась его гримерка, и не пропускала в то крыло других участников фестиваля даже в туалет. Видимо, Безруков таким образом готовился к чтению проникновенных стихов и исполнению легендарной композиции Кобзона «Песня о далекой Родине», которую тоже вольно вставил в свой репертуар. Заметим, при жизни Кобзона эту песню никто и никогда исполнять не смел.
Отличился репертуаром и Григорий Лепс. Не то чтобы он не справился с исполнением знаменитой песни Высоцкого «Купола», хотя по своему обыкновению во время пения было много фирменного лепсовского крика. Учитывая, что буквально накануне Лепс изъявлял желание приобрести права на песни группы «Ласковый май», особенно умиляясь «Белым розам», осталось только подивиться творческой всеядности артиста. Хитовые песни самого Григория Викторовича — «Я поднимаю руки» и «Я счастливый» — зал принимал все-таки горячее, чем смелый экспромт с Высоцким. Заметим, «Я уеду жить в Лондон» Лепс не исполнял — и правильно, артисту недавно отказали в британской визе. Причем Григорию было бы уместно вспомнить по этому случаю анекдот: «— Снова хочу в Париж! — Уже были? — Уже хотел!», так как в 2016 году ему в британской визе уже отказывали. Но вместо этого Лепс распрощался с публикой словами: «Будьте здоровы! Главное, чтобы не стреляли!».
Даже на фоне маститых звезд совершенно блестящим было исполнение победителя детского конкурса фестиваля Елисея Касича. 12-летний мальчик родом из Витебска, ныне ученик 6-го класса эстрадного отделения Детской музыкальной школы искусств №1 Минска, был на сцене бесподобен. Похоже, Димашу, который еще и не успел насладиться популярностью, уже вырос достойнейший конкурент.
Хорош был и сольный концерт председателя взрослого жюри конкурса Ларисы Долиной. Насыщенными оказались концерты в дни открытия и закрытия фестиваля, и «Золотой хит», и «Шансон».
Билеты на концерты раскупили задолго до начала фестиваля, люди ловили «лишние». Очень много гостей приехало из Москвы — взять в эти дни билет на поезд из Москвы в Витебск и обратно было непросто. Гуляли гости от всей души — до рассвета. Было видно, как соскучились люди по радости!
Однако при этом фестиваль оказался, наверное, самым «молчаливым» из всех, что видели журналисты в Витебске. Пресс-конференция Ярмоленко прошла в составе всего коллектива «Сябры», пресс-конференция Ларисы Долиной в составе всего жюри конкурса — разговор шел строго по информационному поводу. Елена Ваенга отменила свою пресс-конференцию и старательно избегала журналистов, впрочем, ее можно в расчет не брать — певица отговорила свое на сцене, ведь всем известно, что ни одно выступление исполнительницы не обходится без длительных повествований о себе любимой. Конечно же, говорить с публикой намного комфортнее, чем с журналистами — это ведь не диалог, а монолог. Но вот то, что отменил назначенный пресс-подход Денис Мацуев, было особенно грустно и, в общем-то, странно: пианист, несмотря на свою мировую славу, никогда не «звездит» и всегда охотно общается с прессой. Но на этом фестивале решались на диалог с журналистами только очень уверенные в себе спикеры вроде Михаила Турецкого и — неожиданно! — Евгения Гора.
Евгений Гор сделал признание про Бабкину
Михаил Турецкий рассказал в частности, что выступления его коллектива в Европе отменяют, но он не унывает и уже открыл новые горизонты.
— Конечно, нам сегодня уже не разрешают выступать в Генеральной ассамблее ООН, на Центральной площади Рима, в Королевском дворце Мадрида, на Национальной аллее в Вашингтоне, у статуи Свободы в Нью-Йорке. Закрыты Братислава, Вена, Варшава… Но мы — с большим скрипом! — но все-таки открыли Латинскую Америку, Буэнос-Айрес. Потом Уругвай (правда, они еще не знают, кого поддерживают, но мы пробились к ним тоже), Рио-де-Жанейро. Наш проект наводит мосты дружбы и раскалывает лед недоверия.
А Евгений Гор поведал о своих сегодняшних отношениях с гражданской женой Надеждой Бабкиной. Напомним, он моложе спутницы на 30 с лишним лет, и в последнее время активно муссируются слухи об их якобы разладе. Во всяком случае, Бабкина не скрывает, что ее спутник отправился в заграничное путешествие один. Впрочем, уверяет, что произошло это в интересах бизнеса. Евгений объяснил, как так получилось, что он один уехал на Бали.
— Надежда Георгиевна — фантастический человек, она меня подняла, я ей обязан своей жизнью, и я ее никогда не подставлю, — заявил он, — у меня в принципе нет в природе понимания, что я могу сделать ей что-то плохое. Но есть ассоциации, которые накладывают такие отношения, и вот это все меня подкосило, я вам честно скажу. Я — эмпат, я очень тяжело переживаю любую боль: свою, чужую. И мне очень больно и тяжело жить среди людей. Потому что я ее прямо впитываю, эту боль. И поэтому я не справился, я ушел. Потому что мне не нужно это все. Это не слабость! Это ты не выдерживаешь! Ты не в своей тарелке. Я не люблю скандалов, я не люблю интриги, для меня все это странно. Мне нравится, когда я настоящий, а не когда я играю чего-то для кого-то. Бали мне очень много дал, потому что я не хочу обращать внимания на чье-то чужое мнение.
Евгений подтвердил, что бизнесом на Бали он также занимался, ну куда больше уделял внимание собственному духовному развитию.
● ● ●
Однако фестиваль в Витебске — это не только концерты, спектакли и выставки. Это еще и демонстрация производственного потенциала страны. На многочисленных торговых развалах, которые разворачиваются в дни фестиваля в Витебске и в специальном Городе мастеров, продаются изделия, которые производят белорусские предприятия или частные предприниматели. Трикотаж, одежда из натуральных тканей и меха, обувь, льняное производство, шелковое шитье, керамика — чем только не радовали покупателей белорусы. Даже местный Свято-духов женский монастырь предлагал собственную продукцию — и не только церковного характера, но и платья, посуду, мед, лекарственные препараты.
И как бы хотелось, чтобы то же импортозамещение в России происходило в большем количестве за счет белорусских товаров, до сих пор выпускаемым по жестким советским ГОСТам. Это поддержало бы обе страны и усилило нашу связь, которую сегодня необходимо беречь и лелеять, как никогда раньше.