Максим Александрович, все чаще мы слышим такое понятие, как «единое образовательное пространство». Скажите, что в него вкладывается?
– Говоря про единое образовательное пространство, мы сегодня имеем в виду два вопроса: чему учить и в каких условиях.
Первое – это про содержание. Программы по предметам с едиными стандартами, в которых мы регламентируем результаты по каждому предмету. Сейчас мы расписали по годам, что должен знать ребенок после окончания того или иного класса. Мы сделали онлайн-конструктор для учителей, чтобы минимизировать их нагрузку. Это пока в апробации.
Второй вопрос – это качество условий, где учится ребенок. Необходимо создавать среду, которая была бы интересна, современна, удобна, комфорта, безопасна и так дальше можно много перечислять. В программе капитального ремонта школ порядка 7000 объектов – это колоссальный проект.
-В чем, по вашему мнению, главная ценность проекта?
Главное, что мы считаем, чтобы в обсуждении дизайна пространства участвовали сами дети и их родители. Поэтому появляются в школах новые зоны, которых ранее нигде не было. Они могут трансформироваться. Зоны нетворкинга, зоны для отдыха не только для начальной школы, но и для более взрослых детей. Этому способствует много проектов. Интересно, что ребята в школьном направлении сами берут на себя инициативу.
Хочу подчеркнуть разницу. Если в программах для учителей мы хотим стандартизировать многое, то что касается идей школьников на счет ремонта – тут полный полет фантазии. Важно, чтобы ребята-активисты научились работать в команде, они потом эти навыки смогут использовать в жизни. Тем более когда ведется такая интересная и положительно окрашенная работа. То есть мы им говорим: «У нас есть проект, но вы можете внести в него самостоятельно изменения. И тогда уже наши профессиональные проектировщики смогут ваши задумки реализовать». Это очень интересно.
Кроме того, мы внедряем в практику инновационные проекты. Сейчас создается целый реестр экономически эффективных проектов, которые потом можно будет масштабировать на другие регионы. Например, в Нижнем Новгороде создается центр образования для 5 тысяч школьников. Это будет учреждение полного дня, то есть ученик после уроков сможет пойти на дополнительные занятия, не выходя за территорию. Представьте, какая это экономия времени, как ребенка, так и его родителей.
- А что касается внутренней «начинки» школ? Будут ли при ремонте учтены современные тенденции?
Да, это важный момент – насыщение внутреннего содержания школ. Мало просто отремонтировать фасад и сделать новое крыльцо, необходимо подобрать оборудование, которое будет максимально использоваться. В пример могу привести школы Советского Союза, где на двери класса химии или, например, физики висел список, какая именно аппаратура должна быть установлена. Так и сегодня мы прописываем предложения к школам по их оснащению. При этом кабинет не должен быть пригоден только для одного узкого предмета, актуально соединение, межпредметные связи. И даже физика может объединяться с литературой.