Вопреки всеобщему мнению, наши учителя едут в зарубежные школы не только преподавать русский как иностранный. В Сербию хорошо «берут» математиков, учителей биологии, физики, химии и информатики. В Таджикистане востребованы педагоги-предметники: «рус-лит», те же математики, учителя биологии, географии, физики, химии и информатики. В Киргизии, где русский язык государственный, кроме славистов привечают учителей математики и физики, учителей начальных классов.
Программа «Российский учитель во Вьетнаме» стартовала в 2020 года. Сотрудничеству немного помешала пандемия, но «в ходе двусторонних встреч на высшем уровне» не раз отмечалось, что педагоги из России хорошо постарались. Их работа привела к «росту уровня владения русским языком среди местных школьников». Поэтому с 1 сентября проект во Вьетнаме продолжится.
Что касается Китая, программа реализуется в рамках образовательной и научной программы Российско-китайского инновационного парка «Шелковый путь» при участии образовательного центра «Интердом» (его база находится в Иваново). В рамках обмена, в разные годы в Иваново учились 115 ребят из КНР. Сейчас в Чунцинским университетом искусств и наук обучается 14 студентов из России. Теперь эта программа расширяется и на школы.
– Я год работала во Вьетнаме как преподаватель программы «Российский учитель за рубежом», – говорит 27-летняя москвичка Маргарита. – Работала в Ханое и под Ханоем, всего 3 школы. Преподавала русский-литературу, а в одной школе пришлось и английский заменять. Могу сказать, что это очень сильный опыт. Я люблю путешествовать и бывала во многих странах, но совсем другое, когда живешь в стране и познаешь ее изнутри. Тем более такую страну как Вьетнам. Все эти уличные жаровни, кофе, шум и гам, общая приподнятость настроения практически у всех во Вьетнаме – это непередаваемо. Хотя, поначалу, приходилось приспосабливаться ко многому. К запаху еду повсюду, к безумному дорожному движению. По условиям программы, квартиру и транспортные расходы нам оплачивают. Но спустя 2 недели я плюнула на любые надежды доехать до школы на машине и купила себе велосипед. Я долго вздрагивала от звука барабана – он в школе отбивает перемены, начало и конец занятий. Кстати, занятия начинаются очень рано из-за жары. Классы большие – в одном у меня было 50 человек! Школы такие как у нас были 30 лет назад. Обычные доски, бумажные плакаты, компьютеров очень мало. И жара, конечно, влажность. Это все про сложности. Но, знаете, во Вьетнаме просто море позитива. Дети открытые, и в основном, очень замотивированные на учебу. Количество и вкус фруктов, овощей, разных блюд в местных ресторанчиках не передать словами. Ханой очень современный город, об этом у нас немногие знают. Очень зеленый, в отличие от Сингапура, например. Много воды и парков, у меня окна на парк выходили. А на крыше дома был бассейн.
Маргарита говорит, что слышала о китайской программе и, возможно, подаст анкету через год. Насколько ей известно, китайского от претендентов не требуется, достаточно хорошего уровня английского. Также в среде «учителей за рубежом» ходят слухи, что переговоры о сотрудничестве ведутся с Центральноафриканской республикой и страной в Латинской Америке.