Но детство есть детство. Растущий организм требует свежего воздуха и простора, просит возможностей для выхода энергии. Как решают эту проблему дончане?
Для некоторых вопрос выхода ребенка на улицу решился сам собой: многие дети вынуждены коротать дни лета у мамы на работе.
– Работаю в магазине. Сейчас работаю до 17:00, сын со мной весь день – боюсь оставлять одного дома. По дороге домой «гуляем», в магазин заходим, – рассказывает Юлия, которая сейчас живет сама с сыном-младшеклассником. Муж мобилизован, бабушки и дедушки далеко. И таких примеров в Донецке – масса.
Другие мамы, которые могут позволить себе не работать, круглосуточно заняты отвлечением детей от военной темы.
– На улицу дочка не выходит совсем, – говорит Анна. – Развлекаю ее "школой": чтение, письмо, математика, даже оценки ставлю. Гимнастикой занимается – от часа до трех, по видеоурокам. Соседи снизу, наверное, в шоке, но пока терпят. Еще всякими поделками развлекается: оригами, слаймы, сквиши. Ну и, конечно, мультики и всякие ролики на Ютубе.
Юлия из Макеевки рассказала, что после трагических событий в городе, когда на спортивном поле была ранена, а впоследствии умерла девочка, свою дочь не выпускает даже из подъезда.
– Ей 10 лет, купили гитару, как она давно хотела. За месяц сама научилась немного играть. Репертуар у нее пока родительский – Бутусов, – смеется Юлия. – Ну, нашей дамочке в радость, а нам главное, чтобы заинтересовать...
Многое, как говорят дончане, зависит от возраста ребенка. Старшие подростки уже в состоянии оценить опасность при звуках обстрела и спрятаться.
– Старшему 17 лет, его я иногда отпускаю погулять. Но при первых признаках обстрела он идет домой, – говорит Светлана. – Младшей дочке 8 лет, и она уже давно не выходит гулять. Дома вместе с ней лепим, рисуем, читаем, играем в куклы, настольные игры. Игрушки время от времени прячу, чтобы подзабыла и соскучилась, а потом достаю и снова появляется интерес. Покупать новые сейчас нет возможности.
Жителям частного сектора решать вопрос с прогулками детей немного проще. Марина живет близко к линии фронта, на Путиловке. Но ее дочка на улице бывает каждый день.
– Моей вот три будет в августе. Спасает свой двор. То малину поклевать, то яблоки собрать, то котов погонять соседских. Иногда с собой за хлебом и мороженым в магазин беру, – рассказывает Марина. – Дома она на голове стоит, мультики смотрит. У ребенка рот просто не закрывается. Все время разговаривает, увлекаю стихами, песнями, книгами... Но вечером голова что чугунок от ее вечного говора. Правда, детворы ей очень не хватает. Просится в гости на другой край города – но, пока нестабильно с обстановкой, не готова кататься. До 13 июня мы даже на площадку рядом ходили. Сейчас все в пределах улицы, рядом с домом. Перед сном выходим звездочки посмотреть-посчитать...
А в центре, несмотря на недавние обстрелы, по-прежнему относительно людно. Местные жители говорят, что детские площадки на бульваре Пушкина не пустуют, да и в кафе всегда заняты несколько столиков. А вот детские аттракционы не работают.
– Ходим на занятия, ходим в магазины, гуляем, – пожимает плечами жительница центра Донецка Ольга. – Просто перед выходом слушаем, в каком направлении шумно, и выбираем, где гулять сегодня.
Говорят, что на вырабатывание новых привычек нужен месяц. Так вот, у дончан этот срок давно прошел. Оставшиеся в городе жители давно приспособились к новой реальности и умудряются не только выживать под обстрелами, но и жить.