Сейчас в США снимается большой документальный фильм о деле Грайнер. В ходе съемок журналисты взяли интервью у израильтянки Наамы Иссахар, которая была осуждена по этой же статье в 2019 году и помилована Путиным.
Может ли Бритни повторить судьбу Иссахар? Юристы считают, что на сегодняшний день по законным основаниям это невозможно. Для этого Грайнер должны сперва осудить, потом она должна написать письмо президенту России, а он – принять ее прошение и подписать указ о помиловании.
И первый шаг к этому сделан, то есть спортсменка уже признала свою вину в совершении преступления, без чего невозможно ее помилование. В случае обмена осужденный иностранец должен быть уже приговорен к определенному сроку, как было в случае с американцем Ридом Тревером, которого обменяли в итоге на нашего летчика Константина Ярошенко. По закону это так.
Но схема обмена Бритни Грайнер особенно в условиях СВО может быть изменена. Как говорят эксперты, подобная операция была уже опробована однажды. Для обмена не потребовалось ни суда, ни приговора: его просто провели, и все.
«У нас в стране вполне достаточно договоренности на высшем уровне и воли первого лица, чтобы провести любой обмен, при этом даже необязателен приговор, вступивший в законную силу», – считает Иван Мельников, вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человек.
Самый громкий обмен безо всяких юридических условностей произошёл в сентябре 2019 года. Москва и Киев осуществили его по формуле «35 на 35».
Среди переданных тогда Украине – 24 моряка и режиссер Олег Сенцов. В свою очередь, в Россию прилетели журналист Кирилл Вышинский и военный из ДНР Владимир Цемах, который был похищен несколькими месяцами ранее и являлся одной из ключевых фигур по делу о катастрофе над Донецком малазийского «Боинга» в июле 2014 года.
24 украинских моряка были задержаны еще в 2018 году при попытке пересечь Керченский пролив. Им инкриминировали незаконное пересечение государственной границы России.
Произошедший обмен являлся на тот момент самой масштабной передачей Россией и Украиной удерживаемых лиц. Собственно, и Зеленский-то выиграл на президентских выборах отчасти благодаря тому, что пообещал вернуть моряков домой. Это стало рефреном его избирательной кампании. Так как с предыдущим главой Украины Петром Порошенко Путин не хотел говорить об обмене даже по телефону.
Сразу после задержания моряков Путин не раз указывал, что сперва над арестованными должен пройти суд, «потому что они нарушили российский закон». Однако со временем позиция России смягчилась. И в конце концов наша сторона допустила их передачу Киеву при соблюдении всего лишь нескольких формальных условий. Одно из которых – что моряки будут участвовать в предварительном и судебном следствии, которое в результате вообще не состоялось. Так как на Украине Зеленский всех тут же помиловал.
«Не было суда, не было приговора, вступившего в законную силу, – продолжает Мельников. – Подозреваемых просто выдворили на территорию Незалежной и туда же передали материалы уголовного дела по расследованию. На этом все и закончилось. Так что подобная схема с Украиной прекрасно сработала. В США с этим вопросом еще проще. У них подозреваемый может быть помилован на любой стадии процесса. Поэтому обменять кого-то из наших на Грайнер, например на уже осужденного Виктора Бута, будет вообще легко, было бы желание».