«Муж был готов сидеть, но не отдать Вику»
Где была девочка все это время? И почему ее нельзя было показать, так сказать, офлайн, чтобы снять все подозрения с отца, Андрея Брезгина? Именно он и был главным фигурантом по делу об убийстве родного ребенка, исходя из обстоятельств по сути похищения девочки в июле 2021 года, когда он внезапно на прогулке схватил дочь и побежал прочь, увезя ее самовольно в неизвестном направлении. Но неужели не могли досконально проверить все обстоятельства произошедшего? Ведь в уголовном деле указали, что отец убил Вику, не предположительно, а совершенно точно, а тело — спрятал.
Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. 3 июня 2022 года. Город Сысерть Свердловской области.
«Старший следователь следственного отдела по городу Сысерть следственного управления Следственного комитета Российской Федерации Свердловской области старший лейтенант юстиции Сергиенко В. В., рассмотрев материалы уголовного дела 12102650045000074, установил:
…у Брезгина А.Т. возник преступный умысел, направленный на убийство малолетней Брезгиной В.А.
Реализуя задуманное в период с 21.03.2022 по 03.06.2022 Брезгин, действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений, осознавая общественную опасность своих действий и желая их совершить, с целью убийства потерпевшей неустановленным образом совершил действия, направленные на повреждение жизненно важных органов, причинив ей тем самым повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью у живых лиц, являющиеся опасными для жизни и состоящие в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти потерпевшей.
Смерть малолетней Брезгиной В.А. наступила спустя непродолжительное время… Брезгин А.Т. предпринял меры к сокрытию трупа. Таким образом, Брезгин своими действиями совершил убийство малолетней, преступление, предусмотренное п. «В» частью 2 статью 105 УК РФ».
«Освободите моего папу! Мой папа меня не убивал», — уверенно выговаривает на камеру маленькая девочка.
«Да, муж был готов отсидеть за убийство своей 9-летней дочери, лишь бы не отдавать ее бывшей жене», — подтверждает Анна, нынешняя супруга Андрея.
Неужели она смирилась бы с осуждением мужа за столь тяжкое преступление? Как известно, детоубийц на зонах не жалуют.
Женщина делала все, чтобы помочь супругу выйти на свободу. Но при этом она была согласна с тем, что уж лучше срок за выдуманное убийство, чем возвращение ребенка родной матери. Сама Анна сейчас тоже беременна от Андрея.
Как сказал классик, каждая счастливая семья счастлива одинаково, а каждая несчастная — несчастна по-своему. Еще хочется добавить, что есть семьи стандартные, обычные, где все понятно с самого начала: вот муж, вот жена, вот дети, работа-дом-выходные, а вот семью Андрея Брезгина стандартной никак не назовешь. Назовешь ли счастливой? Судя по тому, что случилось, вряд ли.
Сам Брезгин человек непростой. Родился в Казахстане в 1979 году, в военном городке Эмба-5. Отец, Брезгин Тимофей Петрович, был военнослужащим. Мать — учительницей. Это из его биографии. Отца в ней он называет по имени-отчеству, маму же — просто мама.
«Любил умничать, учился прилежно, всего три «четверки», остальные «пятерки» в аттестате, не помню года, чтобы не подрался с кем-нибудь в школе или со двора», — рассказывал Андрей Тимофеевич о самом себе в соцсети.
Мастер спорта международного класса по жиму лежа, «элита по русскому жиму НАП», каратист, главный судья турниров по пауэрлифтингу. Харизматичен. Авторитарен. Не готов поступиться своим мнением. Так характеризуют его знакомые и товарищи по борьбе за демографическое будущее России.
Борьба за демографическое будущее
Главным делом своей жизни Андрей Брезгин считал спасение России от вымирания, а также защиту прав мужчин и патриархальных семей.
Его стратегическая цель — чтобы Россия «плодилась и размножилась» до 500 миллионов граждан, берегла традиционные ценности и Отечество. Семьи должны быть консервативными, а мужчины в них — главами, наставниками и творцами. Женщины не должны соревноваться с представителями сильного пола, а развиваться, помогать мужу, рожать наследников, а если и работать, то не в ущерб домашним делам, а на удаленке.
«Возврат мужчине репродуктивных прав рождения и воспитания детей через запрет абортов и совместную опеку — не прихоть, а обязательное условие выживания нации», — ратовал Андрей Брезгин. Также он выступал за параллельное обучение в школах мальчиков и девочек, запрет ЛГБТ и радикал-феминизма, а также продажи алкоголя в городах. Требовал наказания для женщин, которые тратят алименты на себя.
Иногда «Мужской путь» путали с другой патриархальной организацией «Мужское государство», которая в 2021 году была признана за свои радикальные поступки экстремистской и запрещена на территории России. Но структуры это разные, никак друг с другом не связанные. Хотя идея, что Россию спасет именно сильная мужская рука, в обществе сегодня популярны.
Личностью Брезгин был известной, хотя и неоднозначной. Некоторые считали его спасателем Отечества, кто-то, наоборот, называл его взгляды чересчур резкими и категоричными.
Феминистки Брезгина ненавидели и проклинали. В прямом смысле, то есть даже с применением колдовства и магии. Когда его арестовали, в Интернете появилось заклинание, как сделать так, чтобы «рабу Божьему Андрею» плохо сиделось.
Как часто бывает, сам сапожник оказался без сапог. В первой семейной жизни, несмотря на то что они с женой родили четырех детей — сына и трех дочерей, брак распался.
Со второй женой Анной вместе он уже пять лет. У них родилось двое детей, и сейчас супруга опять в положении. Пока муж находился за решеткой, Анна рассказала о причинах его ареста.
«Он изначально оставил детей с Наташей, с тем уговором, что она будет давать их видеть. При расставании они не нашли общий язык». В какой-то момент Брезгин по суду отобрал старшего сына у бывшей. Процесс был долгий, но закончился в его пользу. Сыграла ли роль публичность Брезгина, сейчас уже трудно судить. Тогда мальчику было 10 лет. «Девочек то разрешала видеть, то нет. В общем, издевалась. Было тяжело, но я всегда была рядом…» — продолжает Анна. Она, как и муж, считает, что детям с отцом будет лучше.
В одну из таких встреч, со слов Анны, Вика поведала жуткую историю о том, что к ней пристает некий «дядя Коля», знакомый ее мамы. Рассказы дочери Андрей записал на видео и выложил в Сеть.
Были ли ее слова правдой или детской фантазией? «Андрей тут же написал заявления в СК и полицию, но там их проигнорировали. Сочли, похоже, что такого просто не может быть, а может, просто не захотели связываться», — вздыхает она.
Где принятые надзорными органами меры по многочисленным заявлениям начиная с августа прошлого года?
Единственный выход
В июле 2021 года он решил действовать в одиночку. Забрать Вику от матери, у которой, как он считал, она не должна больше находиться.
— И он ее забрал?
— Это был единственный выход, — уверена Анна. — Пошел погулять и не вернул.
Из материалов уголовного дела: «В период с 12.00 по 18.00 17.07.2021 Брезгин А.Т. под предлогом встречи с Брезгиной В.А. 18.12.2004 года рождения незаконно изъял последнюю у матери и поместил в неустановленное следствием место. После чего, действуя умышленно и незаконно, ошибочно полагая, что Брезгина Н.Л. не справляется со своими обязанностями, имея умысел на лишение свободы, не связанное с похищением человека, действуя группой лиц по предварительному сговору, незаконно удерживал последнюю на территории Свердловской области до 22.03.2022».
Собственно, банальная история конфликта между расставшимися отцом и матерью, когда каждый тащит одеяло на себя, подчас жертвуя интересами ребенка. Но в чем заключаются интересы конкретно этого ребенка? Андрей Брезгин считал, что оставаться с бывшей женой Вике небезопасно и матери она не нужна.
Но одно дело взять дочь себе, даже тайно, скрывать ее, как поступают, кстати, многие мужчины, и совсем другое — убить.
Почему спустя почти год отец вдруг решил расправиться с маленькой девочкой? Должны же быть причины для этого. Увы, в материалах уголовного дела таких деталей нет. Сначала похитил, потом убил и спрятал тело. Все. Без подробностей.
«Андрей Брезгин обожает своих детей. Они не были для него пустым звуком. Или у него не было сердца, или ему не больно, когда они в одночасье оказались изолированы от него? Андрей месяцами детей не видел, по школам и садикам бегал, чтобы дети просто знали, что папа о них не забыл, что папа их помнит, говорил, что любит их. Он любит своих детей, они ему тоже очень дороги. Они ему отвечают тем же», — считают соратники Брезгина.
Кстати, сама Наталья ни секунды не верила в убийство дочери. В видео, также выложенном в Интернете, она пылает ненавистью к мужу, но убеждена, что Вика жива. «Мне не страшно, я не остановлюсь ни перед чем. Я найду свою дочь рано или поздно».
Конфликт нарастал. В декабре прошлого года в дом к Брезгину ворвались сотрудники Следственного комитета и полиции. Тогда же было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное лишение свободы». Ребенка не нашли. Сам Брезгин сказал, что девочка в безопасном месте и с ней все хорошо.
Визит силовиков он также транслировал через Интернет: «Ломают двери! У меня нет оружия, вы что, в отца стрелять будете?! Идет прямая трансляция на 1000 зрителей. Вперед, дерзайте, орлы! Вы будете забирать ребенка у отца?!»
Однако явление правоохранительных органов ничем конкретным не закончилось.
«Я не в обиде за ЧП, неприятно — да, что дверь сломали и кусок стены, в трусах даже копались. Сам офицер запаса и 10 лет носил форму. Но, ей-богу, ерундой какой-то занимаетесь», — написал Андрей Брезгин в соцсетях после штурма.
Зато ориентировка на розыск девочки появилась на сайте регионального управления ФССП.
А в июне 2022 года было возбуждено уголовное дело по факту ее убийства. Андрея задержали в Сысерти, когда он пошел на прием в местную поликлинику. Думали ли следователи, что он действительно убил дочь? Или, скорее, полагали, что это единственный способ сдвинуть дело с мертвой точки, потому что искать ребенка, просто увезенного отцом, не лишенным родительских прав, можно безуспешно годами.
Но насколько это было законно чисто юридически? Ведь никаких реальных доказательств того, что малышка умерла, не было, да к тому же в Интернете почти сразу начали появляться видео с живой Викой. Однако сам Андрей, находясь в камере, категорически молчал о местонахождении ребенка. Такое впечатление, что он готов был отсидеть, но только не отдавать дочь Наталье.
«Никому не было дела, что я на сносях осталась без мужа, — во всем поддерживает Брезгина последняя супруга. — Его будут держать в СИЗО как минимум до конца августа».
«И вы были готовы его ждать и тоже молчать?!» — если честно, ужасаюсь я. «Я никогда не пошла бы против Андрея. Да, это было его решение — молчать, где Вика», — повторяет верная жена.
Конец домостроя
Но следователи тоже не зря ели свой хлеб, и 24 июня машина с живой Викой была задержана в окрестностях Екатеринбурга.
Однако сам Брезгин все еще остается за решеткой. Так как ему продолжали вменять еще одну статью — 127 УК РФ, о незаконном лишении свободы. Это преступление средней тяжести, хотя чисто теоретически меру пресечения в виде ареста могут применить и в этом случае.
Вопрос в том, что по отношению к отцу, не лишенному родительских прав, вряд ли вообще могла применяться данная уголовная статья. Поведение Андрея Брезгина могло нравиться или нет, его общественная позиция могла раздражать, но это не преступление и не повод посадить его на десять или даже больше лет.
Сейчас Вику вернули матери. Сторонники Брезгина считают, что девочке там плохо. «Бедная… Знаем, как тебе нелегко. Сколько сейчас рядом людей, рассказывающих, что папа плохой», — пишут они на сайте движения.
На днях мама Наталья выложила в Сети фотографию со всеми тремя дочерями, остающимися с ней (сын по-прежнему живет с Анной у Андрея), — все трое девочек улыбаются.
Когда публикация была уже готова к печати, стало известно, что Брезгина все-таки отпустили из СИЗО.
О своем освобождении он тут же написал в группе в соцсети: «Вышел на свободу. Мы все вместе, победа восторжествовала. Флаг консерваторов-патриотов снова развевается в Екатеринбурге!»
В данный момент связаться с ним не удалось: он на допросе.
…Возможен ли возврат в России к патриархату? Или уход в совсем уже радикальный феминизм?
Любые крайности — это плохо. Мужчины против женщин и, наоборот, женщины против мужчин.
А в целом можно только посочувствовать человеку, так рьяно боровшемуся за традиционные ценности и скрепы, патриархальную семью, отца-добытчика и хозяина и в результате получившему столь жесткий финал…
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Игорь КОМИССАРОВ, экс-старший помощник председателя СК России, генерал-майор юстиции:
— Оценку правомерности и целесообразности действий СК и ФССП в данном случае обязаны дать как минимум прокуратура и все те, кто должен был контролировать ход и результаты расследования уголовного дела и исполнительного производства. Это то, что касается исполнения действующих законов.
Значительно хуже другое. Ведь орудием мести и средством достижения цели в большинстве таких случаев для бывших супругов становятся именно дети. Которым потом предстоит всю жизнь прожить с причиненной им тяжелейшей психологической травмой. И которые, в свою очередь, окажутся в большинстве случаев неспособными создать собственную счастливую семью.
Элина ЖГУТОВА, правозащитник, эксперт Комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей:
— Я знаю Андрея достаточно давно, он любит своих детей и порядочный человек. Он до последнего не хотел придавать публичности эту историю, ведь Интернет помнит все, когда-нибудь девочка вырастет, и вряд ли такой факт украсит ее биографию.
Но правоохранительные органы никак не отреагировали на рассказы ребенка про «дядю Колю», поэтому, я считаю, у Брезгина не было другого выхода, кроме как забрать девочку у матери. Думаю, в данной ситуации есть все признаки ангажированности следствия: слишком абсурдно выглядит обвинение в убийстве собственного ребенка. Это шокирующее дело обязательно должно попасть на контроль к главе СК РФ Бастрыкину, где должны быть приняты соответствующие меры.