Смерть ученого Колкера выявила логику правоохранителей: нет никаких правил

Следователи и судьи, причастные к аресту всемирно известного физика, могут спать спокойно

Смерть обвиненного в госизмене всемирно известного ученого-физика Дмитрия Колкера потрясла в первую очередь его товарищей по научному цеху. «Требуем привлечь к ответственности виновных в смерти нашего коллеги», — пишет многочисленное и влиятельное сообщество академиков, членов-корреспондентов и профессоров РАН. Привлекут?

Следователи и судьи, причастные к аресту всемирно известного физика, могут спать спокойно

Если исходить из формальной логики, логики закона, требование академиков вполне осуществимо. Конечно, приведенные ими доводы в пользу невиновности ученого вряд ли можно считать неотразимыми. Дело Колкера засекречено, в чем именно и на основании чего его обвиняют, доподлинно неизвестно. Но странности с задержанием налицо.

«Д.Б. Колкер был арестован на больничной койке в Новосибирске и увезен в следственный изолятор «Лефортово» (Москва) в состоянии IV (терминальной) стадии рака поджелудочной железы (находился на искусственном кормлении), — возмущаются члены академического клуба. — Это действие следственных органов грубо нарушает элементарные принципы гуманизма».

Ученые указывают также, что диагноз Колкера входит в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением правительства от 14 января 2011 года.

Академики не конкретизируют обвинения в адрес блюстителей закона, но здесь просматриваются признаки деяний, предусмотренные как минимум тремя статьями УК: 286-й («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий»), 301-й («Заведомо незаконное заключение под стражу»), 305-й («Вынесение неправосудного судебного решения, повлекшее тяжкие последствия»).

Ну да хватит пугать следователей и судей, причастных к аресту Дмитрия Колкера. Боятся им — а коллегам ученого, соответственно, питать надежду на воздаяние — следовало бы лишь в том случае, если бы дело Колкера чем-то принципиально отличалось от иных подобных дел.

Но сами же академики справедливо указывают на то, что дело это — вполне типичное: «Считаем, что порядок расследования дел о государственной измене создает неприемлемо высокие риски для проведения научных работ российскими учеными... Несмотря на экспертные заключения, подтверждающие отсутствие сведений ограниченного доступа в материалах, публикуемых в научных журналах и представляемых на конференциях и семинарах, а также в лекциях для студентов, по неизвестным причинам решения экспертных комиссий могут быть в дальнейшем проигнорированы, а исследователи обвинены в разглашении государственной тайны и даже государственной измене».

Многие сегодня называют действия правоохранителей немотивированной, бессмысленной жестокостью. Нет, мол, в них никакой логики. Не понимая, что логика состоит как раз в отсутствии видимой логики. Суть этой модели вполне раскрывается несмешным бородатым анекдотом: «За что же ты бьешь меня, Вася?» — спрашивает жена. «Знал бы за что — вообще бы убил!».

Читайте также: Раскрыты показания Раковой и Дулинова по делу Владимира Мау

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28819 от 7 июля 2022

Заголовок в газете: Убийственная логика

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру