И Малахов сказал. Все свои самые лучшие душевные памятливые качества проявил. Ну, как он умеет.
И Юра на эти два часа опять ожил, вот будто здесь сидел вместе с нами. Он пел, его пели, вспоминали. Да, знайте, каким он парнем был…
Это не забывается. Потому что для всех нас от 20 и дальше он, Юра Шатунов, как часть нашей жизни. Такая важная, неотъемлемая часть. Ведь мы все состоим и из него тоже. Даже те рокеры, поклонники Цоя, Шевчука, Кинчева, Макаревича и БГ, никогда не отрицали «Ласкового мая». Потом уже, когда время отстоялось.
Нельзя отказываться от своей жизни, от каких-то тонких, важнейших ее черточек. Он же был такой юный красавчик, и эти «Белые розы», и «Седая ночь»... Перестройка, цветы свободы, душа поет.
…А потом он приезжал к нам из своей Германии, пел все те же песни. И в зале уже бабушки с дедушками, повязавшие для понта, для собственной памяти на шею пионерские галстуки, танцевали и под эти «Розы», и под эту «Ночь», отрывались уж как могли. Потому что это было их детство, юность, девичество, ну куда же нам без него.
Ностальгия по стране. Ностальгия по Шатунову. Мальчик из детдома стал символом той страны. Такое нельзя предавать.
Нагиев непрощенный
Честно говоря, от канала НТВ давно уже ничего не жду. Нет, там есть приличные программы, которые не стыдно смотреть. «Квартирник», например, «Ты супер!», ветеранская «Своя игра», наследство той еще старой разогнанной команды, УЖК. Есть еще «Следствие вели…» неувядающего Шурика из «Знатоков» Леонида Каневского. Программа — бесконечный сериал, посмотришь, и от былого ностальгического умиления СССР и следа не останется, ведь мы поголовно тоскуем по абсолютно преступной стране, как оказалось.
Кинопоказ на НВТ брутальный, для пожилых и не очень мужчин, жалеющих о былой своей маскулинности, для бывших мачо. Есть еще ночной Захар Прилепин, когда-то просветленный и просветительский, а теперь это ненавидящая врагов исповедь русского боевика.
И вдруг… «Непрощенный», фильм 2018 года. Памяти погибших в катастрофе над Баденским озером посвящается. 20 лет уже прошло.
Это о Виталии Калоеве, архитекторе, строителе. Любящем муже и отце, счастливом человеке… Все оборвалось 1 июля 2002-го, когда авиалайнер со всей его семьей и с другими детьми, летевшими на отдых в Барселону, столкнулся с грузовым самолетом… Живых не осталось никого.
Мы все видели реальные кадры детской комнаты в доме Калоева, бесконечные страдания убитого горем одинокого человека. Цветы, цветы, цветы у кроватки дочки, портреты ее, сына, жены. Он просто не хотел жить, не было никаких сил. По-настоящему за смерть его любимых никто не ответил. Несчастный случай.
Через полтора года Виталий прибыл в Швейцарию. Он хотел справедливости, хотел посмотреть в глаза диспетчеру Петеру Нильсену, дежурившему в аэропорту в тот роковой день и давшему пилотам неверную установку.
Пробовал связаться с ним через авиакомпанию, но там сказали, что это не их компетенция. Тогда Калоев узнал адрес и отправился к Нильсену домой, чтобы тот хотя бы просто попросил прощения. Показал ему карточку своей семьи, но Петер лишь отмахнулся. Калоев в ярости достал нож… 12 смертельных ударов в грудь. «Это была не месть, а кара», — скажет он потом.
Ему дали 8 лет. Он отсидел 2, попал под амнистию. Вернулся домой. Дома его встретили как героя. Непрощенный.
Калоева играет Дмитрий Нагиев. Как играет! Вся боль, пустота, одиночество — в глазах. Когда хочется выть, когда внутри тебя такая тяжесть, такой непосильный груз, никакими словами не передать.
В фильме очень мало слов. Для артиста, да еще такого комедийного, безбашенного, — труднейшая задача, кажется, что непосильная. Но Нагиев не просто справился… Невозможно было оторваться от этих глаз, так передающих трагедию человека. Это высший пилотаж. Режиссер Сарик Андреасян рискнул, поставил на медийного телеведущего с вроде бы совсем противоположным амплуа и не ошибся.
У Нагиева уже был опыт серьезного кино — «Чистилище» от Александра Невзорова, тогда апологета чеченской войны. Там Нагиев тоже трагический персонаж, ичкерийский полевой командир. И там тоже у него, несмотря на кровь, пот и слезы, много внутренней игры, проживаемой через себя.
Последний раз подобный знаковый фильм на НТВ случился, когда давали «Доктора Живаго» режиссера Александра Прошкина с блистательным Олегом Меньшиковым в главной роли. Теперь — «Непрощенный», умное, духовное, философское кино. Основанное на реальных событиях. Фильм-откровение. Желаю НТВшникам побольше таких откровений.
Больше, чем поэт
Конечно, патриотам у нас все можно. На то они и патриоты. Везде им зеленая улица, выстланная красной ковровой дорожкой. Только говори, пой, светик, а мы лишь внимать будем.
Вот Вика Цыганова, народная певица. Патриотка до мозга костей. Опять она в тренде. Ура, товарищи! Да, это шансон, но наш, исконный, посконный, русский-прерусский. Патриотический.
Вику я увидел на «Звезде». Как ни странно, там тоже бывают музыкальные программы. Но пока она еще не пела, а слово молвила. Слово было такое: «Поэт в России больше, чем поэт. Это Пушкин сказал, по-моему». Ну конечно, Пушкин! Только в этой жизни его звали Евтушенко.
Действительно, у нас за все Пушкин в ответе. «Что, Пушкин за тебя это будет делать?» — вот так мы обычно переспрашиваем. А кто же еще! Александр Сергеевич, здрасьте, пожалуйста.
Ай да Пушкин, ай да сукин сын! Хотя он до такой знаменитой фразы все-таки не дописался. Не успел, наверное. А вот Евгений Александрович Евтушенко…
Когда-то в футболе в ходу была такая поговорка: «Не знаешь, кому дать пас, — отдай Гаврилову». Ну а здесь: не знаешь, кому принадлежит фраза, скажи, что Пушкину, авось попадешь в яблочко.
На «Звезде» фразу Вики не вырезали. Может, и они не знали? Впрочем, повторю, Вика у нас патриот, а значит, ей все можно. «Сказала — к маме, значит, к маме». Сказала — Пушкин написал, то уж точно Пушкин, и никакой Евтушенко тут ни при чем.
Время такое, патриотическое.