Финляндская телерадиокомпания Yle приводит пример семьи украинского программиста из Харькова, который уже два месяца безуспешно пытается снять в Финляндии жилье.
Александр, его жена Елена, их двое маленьких детей, а также родители супругов приехали в Финляндию в конце февраля. О них через общих друзей узнала одна финская семья, которая пригласила выходцев с Украины пожить в их небольшом гостевом доме с одной спальней.
Глава семейства с Украины нашел при помощи друга возможность работы в его IT-компании, и беженцы решили не злоупотреблять гостеприимством предоставивших им кров финских друзей и попробовали официально за деньги снять жилье, благо есть доход.
Но, продолжает историю злоключений харьковчан Yle, поиск жилья в Суоми оказался для семьи большим испытанием, которое длится уже пару месяцев. Александра прежде всего интересовали дома с тремя спальнями или большие квартиры, чтобы поместилась вся его семья из восьми человек.
Александру удалось найти в одном из районов Хельсинки подходящий дом-ривитало (напоминающий таунхаус финский тип жилья, дом на несколько семей с отдельными входами в одно- или двухэтажные квартиры). Поначалу к беженцам отнеслись приветливо, расспрашивали об их родном городе, но затем отказали, объяснив это тем, что недвижимость хочет снять семья, у которой есть ребенок с инвалидностью.
Выходцам с Украины отказали и при последующих показах сдаваемого в аренду жилья, рассказывает Yle. Отказ пришел даже на дом, принадлежащий финскому чиновнику, которые занимается украинской проблематикой. Всего семье отказали пять раз – причем по очень формальным причинам (например, из соображений экономической предосторожности).
Поскольку к предоставившим семье гостевой домик финнам собрались приехать родственники, вопрос с жильем надо было решать быстро – Александру пришлось искать кров на сайте посуточной аренды для туристов. Этот вариант оказался недешевым – одна неделя в квартире с двумя спальнями на окраине Хельсинки влетает в сумму более 1000 евро.
И все это при том, что финны в целом тепло отнеслись к украинским беженцам. Но, видимо, чисто прагматические соображения и национальные особенности сдачи жилья берут верх. Как поясняют в комментарии Yle специалисты по недвижимости, в Финляндии относительно немного доступных для аренды отдельных домов, зато много желающих снять такое жилье. Так что арендодателю приходится выбирать, кому сдать жилплощадь. В итоге – как это получилось в случае с оказавшимися в Суоми харьковчанами – украинским беженцам предпочли финских квартиросъемщиков, очевидно, как более «понятных» и привычных.
Формально арендодатель свободен выбирать, кому ему сдавать свое жилище, но в то же время в Финляндии есть закон о равенстве, запрещающий дискриминацию по происхождению и национальности. Так что, утверждает в комментарии Yle эксперт по правовым аспектам сдачи жилья, арендодателя можно считать виновным в незаконной дискриминации, если тот отказывает потенциальному съемщику на основании того, что он украинец.
Но поскольку никто еще не отказал формально Александру именно потому, что он с Украины, то доказать мотив дискриминации едва ли возможно.
Отчасти проблема может состоять еще в том, что выселить арендатора из съемной квартиры в Финляндии крайне трудно, даже если тот сильно задолжал с платой за жилье. Для этого нужно судебное решение, на что могут уйти месяцы. Вероятно, этого и боятся финские арендодатели, отмечает Yle, добавив, что такие случаи, как у Александра, не единичны. Еще одна украинка, Ирина, приехавшая в Финляндию с двумя детьми в марте из Киевской области, сначала жила у финской семьи, но потом из-за тесноты решила снять отдельное жилье за свои деньги (на Украине у женщины остался бизнес, по-прежнему приносящий доход). Попытки найти съемное жилье успехом не увенчались – в итоге женщина вернулась к себе на родину.