Сын моей знакомой Нины, Кирилл, еще полгода назад совсем не прочь был отправиться в армию. Категорически против была его мать, в одиночку растившая пятерых детей. Она даже наскребла определенную сумму на «откуп от армии». Но потом нашла другой путь...
— Они все сейчас в Норвегии, - рассказала мне встреченная у их дома родственница Нины. – Меня попросили приглядывать за хозяйством, вот стараюсь приходить почаще.
На мой вопрос о достигшем призывного возраста Кирилле женщина рассказала следующее. Парень отправился в Скандинавию не один. Уговорил еще и свою девушку, причем несовершеннолетнюю. И возвращаться на Украину пока не собирается.
— Знаете, а Кирилл-то передумал служить. В Норвегии жизнь на несколько порядков лучше, чем у нас. Кирюша говорит, что сделает все, чтобы остаться там навсегда. Будет соглашаться на любую работу, на любую зарплату, — рассказала новая соседка.
На Украине до 24 февраля Кирилл трудился ночным сторожем в супермаркете. Но с началом СВО его заработки резко упали. В населенных пунктах Украины ввели комендантский час, супермаркет стала работать только до 6 вечера.
Екатерина, близкая подруга Нины, своего сына, ровесника Кирилла, спровадила в Польшу еще этой зимой. Якобы на заработки. На самом деле Катю «напрягли» слухи о грядущем столкновении с Россией. Женщина сориентировалась вовремя, и теперь одной головной болью у нее меньше. Ворчания отдельных «высокопатриотичных» соседок - мол, твой сын трусливо сбежал от армии, ее не слишком трогают.
Те же, кто не успел вовремя уехать на заработки, ищут иные пути избежать фронтовых будней на востоке страны. С созданием в республике территориальной обороны туда ринулся и стар, и млад. Заработки бойцов ТО на несколько порядков меньше, нежели в ВСУ. Но людей привлекает возможность служить рядом с домом и с собственной семьей. Боец более-менее материально обеспечен, никто на него не «рычит» за уклонение от военной службы, никто не грозится упрятать за решетку на срок от 3 до 5 лет. Правда, сейчас украинские власти грозят отправлять на передовую и бойцов ТРО, но пока массового характера это не приобрело...
Помогают избежать призыва на фронт и многочисленные юристы, которые разработали и усовершенствовали несколько схем уклонения от мобилизации. Одна из наиболее распространенных - невозможность личного получения призывником повестки.
Если судебную повестку можно положить в почтовый ящик или передать родственникам, то призывнику этот документ надлежит вручить лично, иначе приглашение в ВСУ будут считать «врученным ненадлежащим образом». Потому молодые люди призывного возраста не стесняются прослыть «летунами», часто меняющими место работы и даже жительства, заодно избегая личных встреч с почтальонами, ну и сотрудниками полиции, разумеется.
Полицейские же теперь начали применять против «уклонистов» наспех придуманные запрещенные приемы. К примеру, устраивают облавы на призывников на городских пляжах и на дискотеках.
Если призывник прошел медкомиссию, признавшую его годным к срочной воинской службе, расписался в получении повестки, но не прибыл на сборный пункт - его поступок квалифицируется по статье 335 Уголовного кодекса Украины. По этой статье можно загреметь на срок до 3 лет.
Полтора-два месяца назад на погранпунктах с украинской стороны сбегающие от воинской службы предъявляли сработанные за определенную мзду медицинские справки о наличии у подателя какой-нибудь страшной болезни. Но после того, как сотрудники СБУ начали устраивать личные выволочки начмедам лечебных заведений, фальшивые документы при выезде из Незалежной стали попадаться реже.
И теперь желающие уклониться от поездки на фронт обратили свои взоры на... одиноких многодетных, а также «немножко беременных» дам. Женитьба на таких согражданках в настоящее время – едва ли не самый безотказный способ избежать мобилизации.