По словам заместителя директора Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда РФ Дениса Шамгунова, в России уже существует Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
«Мероприятия Программы нацелены на развитие профориентационной работы с молодежью, развитие промышленного туризма, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения на базе индивидуальных предпринимателей. Предусмотрена подготовка предложений по расширению возможностей совмещения получения образования и трудовой деятельности. Предполагается субсидирование трудоустройства, профессиональное обучение различных категорий молодежи», – пишет Шамгутов.
Правда, программа направлена, в первую очередь, на трудоустройство выпускников вузов и колледжей. При этом трудоустройство подростков в возрасте 14–18 лет рассматривается лишь как временное или в качестве профессиональных проб. Хотя акцент на занятости этой возрастной группы мог бы дать государству большое количество плюсов.
«Современные информационные технологии значительно облегчают процесс обучения, высвобождая больше свободного времени. Это позволяет регулировать академическую нагрузку в пользу получения практических навыков. Если на рынке труда появится больше вакансий с перспективой обучения на рабочем месте, это может дать стимул к тому, чтобы не тратить время попусту, а использовать его с пользой. Стремясь получить постоянную работу, пусть даже и по частичной занятости, подросток раньше столкнется с реалиями рынка труда на практике», – парирует Давыдов.
Кроме того, автор портала еще раз привел доводы в пользу его идеи отменить нормы часов в день и в неделю при совмещении учебы с работой, оставив лишь общий лимит в 24 часа и 35 часов, но только при условии соблюдения требований по обязательному образованию.
«Ограничение в количестве часов в день и в неделю хотя и призвано защитить право подростка на получение образования, на практике же оно мешает получать ему ценные навыки, востребованные на рынке труда», – сказал он.
Как отмечает Давыдов, в Германии, Австрии, Дании, Норвегии от 30 до 70% учащихся средних школ задействованы в трудовых отношениях по так называемой системе дуального профессионального образования, когда совмещается обучение в школе с обучением на работе. А швейцарская модель заслуженно является золотым стандартом в этой области. Закон о профессиональном обучении 2002 года обязал региональные власти поддерживать трудоустройство подростков, получивших базовое образование, и обеспечивать условия для компаний по созданию специальных ученических рабочих мест.
Если власти страны обратят внимание на идеи Дмитрия Давыдова, то их реализация должна мотивировать подростков набираться опыта еще до получения полного среднего образования, а значит, им будет легче построить карьеру в будущем. Еще один важный эффект: благодаря вовлеченности подростков в работу у них будет меньше свободного времени на деструктивное поведение, что приведет к снижению подростковой преступности.