Тюлень против эстета
— Ехать или не ехать в принципе — повод для споров самый распространенный и в то же время наиболее простой, — считает семейный психолог Валерия Фомина. — Как правило, тут в семье или в паре, даже если этому предшествовали баталии, принимается решение исходя из голоса более авторитетного партнера. Просто потому, что он приводит доводы, аргументы и в итоге убеждает второго. Намного более «скандалоемкий» вопрос — куда ехать и на какую сумму закладываться. В нем к консенсусу прийти намного сложнее, так как тут у мужчины и женщины позиции чаще всего разные.
По наблюдениям психологов, женщина, даже если в повседневной семейной жизни она более экономна, чем ее партнер, в отношении отдыха чаще выступает за более дорогой и комфортный вариант. «На берегу» — то есть до поездки — более активно отстаивает свою точку зрения жена. Мужчина же «до» уверяет, что готов обойтись без «излишеств» (соответственно, и без трат на них) — и частенько сам в это верит. Зато в процессе — уже на месте отдыха, — если ему что-то не нравится или чего-то не хватает для полноценного отдыха, сильный пол сетует куда более активно, чем его слабая половина. Женщины в ситуации, когда «метаться поздняк», предпочитают не роптать, а максимально приспособиться к ситуации и даже, насколько это возможно, получить от неизбежного удовольствие.
Первый совместный отпуск молодой пары (28-летняя Оксана и 32-летний Валерий в браке всего год) грозит обернуться разводом, еще даже не состоявшись. Супруги так сцепились во время обсуждения видов и планов на отдых, что уже две недели как разъехались и друг с другом не разговаривают. Зато оба активно жалуются друг на друга общей подруге-психологу.
— Можно еще понять, когда люди не сходятся в принципиальном моменте, — недоумевает Оксана, — как, к примеру, ссора моей подруги с мужем. Она хотела в отпуск в Грецию, тем более у нее там сестра, у которой можно остановиться. Но муж уперся как баран, считает, что в нынешней ситуации ездить в Европу «непатриотично». Мол, от Европы его тошнит. Подруга рассудила просто: тошнит — сиди на даче, и улетела к сестре одна. Их спор, кстати, вообще не касался финансовой стороны. Муж денег ей дал, просто сам с ней не поехал. А мой такое вывернул, что я теперь и не знаю, как к нему относиться!
Если вычленить из моря эмоций суть, на отпуск пара планировала потратить довольно много — около 400 тыс. руб. Жена даже уже нашла 10-дневный тур в один из лучших турецких «пятизвездников» со «все включено». Но тут ее муж, как назвала это Оксана, неожиданно для нее проявил «бабьи понты вкупе с мужской неприхотливостью». А именно — предложил на ту же сумму отдохнуть неделю на Лазурном Берегу Франции, но в более скромных условиях.
— Ладно бы еще я это предложила, — кипятится супруга, — обычно девочки любят выпендриваться. Но я реально устала и хочу хотя бы 10 дней ни о чем не думать, просто отдыхать на всем готовом. Видимо, дело в том, что Валеркин «заклятый друг» юности, с которым он с вуза меряется одним местом, отдохнул на Лазурке. Но у того-то бизнес свой, может себе позволить. А мне Валера предлагает лететь с двумя пересадками, чуть ли не 20 часов в пути, за тучу денег. А потом угол снимать без питания, зато на Лазурке, не хуже товарища! Только товарищ там на яхте плавал, а нам даже на ресторан хороший не хватит, будем дома яйца варить. Я уж молчу про то, что надо еще за визой пороги обивать, а у меня отпуск всего две недели.
— Оксана, но какая же неприхотливость в том, чтобы хотеть в такое модное место?!
— В том и неприхотливость, даже, я бы сказала, синдром нищеброда. Как по мне, в красивом месте для богатых хорошо быть тоже богатым, чтобы в полной мере наслаждаться тем, что для них там устроено. А ютиться рядом с хозяевами жизни на копейки, лишь бы в том же месте, — дешевые понты! Средиземное море на Лазурном Берегу такое же, как со стороны Турции, только все в разы дороже, и удобные отели нам не по карману. А Валера, оказывается, готов сутки лететь, жить в частном деревенском скворечнике и питаться из супермаркетов, лишь бы сообщить другу, что тоже отдохнул на Лазурке!
Психолог, невольно оказавшаяся третейским судьей в этом споре, так как является подругой и жены, и мужа, предполагает, что конфликт мог бы и закончиться «малой кровью», если бы жена не нанесла мужу удар «ниже пояса».
— Я давно знаю и Оксану, и Валеру, — поясняет подруга семьи. — Валерка бы в итоге уступил жене. Но Оксана в пылу спора ляпнула, что ему, мол, легко «поганить» отпуск суточными перелетами и отсутствием комфорта, ведь он и не уставал (Валера на фрилансе, стабильный доход только у Оксаны). У Валеры творческая профессия, а Оксана целыми днями в офисе, в бухгалтерии крупного предприятия, и, конечно, в законном отпуске ей хочется расслабиться. Ее можно понять, но сгоряча она напомнила мужчине, что зарабатывает больше, а это катастрофа. Тем более для такого ранимого человека, как Валерий.
Оказывается, муж сначала просто сетовал, что жена хочет «тюленить» в Турции, где уже сто раз отдыхала, а он, как истинный эстет, так мечтал показать ей красивые места, которые, в отличие от него, Оксана еще не видела. Но, получив упрек в «отсутствии усталости», Валерий, по словам психолога, сменил тон и теперь заявляет, что, видимо, ошибся, взяв в жены женщину, «равнодушную к прекрасному и не готовую ради прикосновения к нему потерпеть крохотные неудобства». А все ее интересы, мол, — целыми днями лежать и нон-стоп есть со шведского стола. Подруга семьи надеется, что в споре победит любовь и отпуск, даже не успевший состояться, не станет причиной развода. Но трещину в отношения он уже точно внес.
Ночи в Сочи и дача с клячей
В отличие от Валерия, у 45-летнего Георгия при планировании отпуска во главе угла стояло действительно желание не выбрасывать деньги на ветер.
— Я считаю это рациональностью, — поясняет свою позицию Георгий. — А в нынешней ситуации считаю экономию не просто разумной, но и жизненно необходимой. Поэтому твердо сказал жене, что в Сочи на целый месяц, как мы делали до пандемии, в этот раз не поедем.
По словам супруга, с женой, 34-летней Мариной, в браке они уже 8 лет. Георгий — сотрудник силовых структур и достаточно обеспеченный человек. Несколько лет подряд они отдыхали в одном и том же санатории между Сочи и Адлером, но в этом году он так поднял цены, что Георгий счел поездку туда не просто нерентабельной, но даже оскорбительной.
— Я просто не хочу потакать такому подорожанию на пустом месте! — возмущен Георгий. — Ничего не изменилось, только цены в три раза выросли и народу в 10 раз больше! Мне не денег жалко, мне обидно, что меня разводят как лоха! Я предложил Маринке вместо этого махнуть на Камчатку или на Алтай, это даже дороже. Но она ничего даже слушать не хотела, твердила, что я жмот…
— В прошедшем времени? Перестала твердить?
— Нет, умотала-таки в Сочи с подружками. И уже успела доставить мне проблем. Зато теперь наказана и на ближайшие лет пять права голоса лишилась.
Как следует из скупого пересказа немногословного Георгия, в один из дней его супруга с подругами на арендованной машине отправились в Абхазию и попали в очень неприятное ДТП. Настолько неприятное, что Георгию пришлось отпрашиваться со службы и вылетать в Адлер для решения вопроса. Инцидент удалось уладить, но жену с отдыха муж забрал досрочно. И весь обратный полет объяснял, что неприятности начинаются, когда перечишь мужу.
— Марина расстроена, что отпуск сорвался?
— Она не работает, поэтому у нее всегда отпуск. Но, к счастью, совесть у нее есть, чувствует себя виноватой и сидит тихо. Еще немного помариную ее — и на рыбалку в Астраханскую область! Мужики с работы каждый июль ездят с женами и детьми, а моя все не хотела — мол, котелки там мыть, каши варить. А теперь поедет как миленькая, так что все к лучшему.
Как отмечают семейные психологи, сколько пар, столько у них при нынешних ограничениях и трудностях — как материальных, так и моральных — и поводов для ссор вокруг отпуска. Более или менее мирно решается вопрос в семьях, где есть дети, так как их интересы прежде всего. У Ольги с Виктором дети уже взрослые и отдыхают самостоятельно, а сами они невольно олицетворяют собой — вернее, своим отпуском — весь клубок сегодняшних противоречий. К счастью, их опыта семейной жизни и чувства юмора хватает на то, чтобы не ругаться, а иронизировать над самими собой. Хотя, по признанию обоих супругов, «узких» моментов в совместном отпуске, который все же состоялся, было предостаточно.
— Витя европейские курорты и раньше не особо любил, а сейчас, когда туда не долететь, не расплатиться и никто нам не рад, вообще даже слышать о них не хотел, — рассказывает о муже Ольга.
— У всех моих друзей жены увлеченные дачницы, а мою на дачу калачом не заманишь, — сообщает о жене Виктор. — Дача, говорит, это для старой клячи. А Оленьке нашей подавай дорогой курорт. И плевать, что туда лететь муторно, долго и дорого.
— Ну, я бы, может, и на не очень дорогой поехала, но Витя у нас не выносит ни Турцию, ни Египет. Говорит, что это пионерлагерь для бедных, пытающихся казаться самим себе богатыми.
— А Оленька у нас Черное море не приветствует, поэтому пригласить любимую в Сочи или в Ялту мне не удалось, — вворачивает Виктор.
— А Витя перелеты дольше 5 часов не выносит, зато на автобусе готов пилить от Адлера до Ялты, другие аэропорты-то закрыты, — не остается в долгу жена. — А я не готова, по нашим-то дорогам. А в Сочи у меня подруга, рассказывает, что там «мандарину негде упасть», как и в Абхазии. Еще муж боится афро- и латиноамериканцев.
— Не боится, а опасается, — уточняет Виктор, — и правильно делаю. Я медик и знаю, что на Африканском и Американском континентах сейчас много активных инфекций, лечить которые у нас не умеют.
— Куда же в итоге вы смогли отправиться вместе?!
— В Эмираты на 10 дней, каждый из которых начинался и заканчивался ссорой, — сообщают супруги. — Но в итоге отдохнули, загорели и даже не особо разорились.
— А из-за чего же ссорились?
— Ну, больше из принципа, — признают оба. — Надо же было каждому доказать свою правоту, а мы оба упертые, два сапога пара.
— Оля каждое утро, сбегав в соседний супермаркет за свежими овощами, фруктами и яйцами и жаря омлет, мечтательно приговаривала: а вот на Крите, куда я хотела, и даже в Кемере, куда я тоже хотела, но меньше, перед нами бы сейчас был богатый шведский стол… — вспоминает Виктор.
— А Витя, поедая приготовленный мной завтрак, только и вздыхал, какая царская жизнь у него была бы в Ливадии, куда хотел он.
— Конечно, — подхватывает Виктор, — крымское вино, душ Шарко, свои люди, чтобы на родном языке словом перекинуться. Не то что на этой Эмиратщине, ни слова не понятно и сухой закон.
— Времена сейчас для отпускников и впрямь непростые, — резюмирует семейный психолог Валерия Фомина. — Но люди работают, устают, и полноценный отдых необходим для их здоровья, психики и работоспособности. Поэтому выход ищется и находится, а в парах с разными представлениями насчет затрат на отпуск, как материальных, так и физических, находится консенсус. При обоюдном желании к нему можно прийти, конечно. А для этого каждый должен держать в голове, что если вы пара, то полноценный отдых партнера для вас так же важен, как ваш собственный. Если вы видите, что жена или муж не пытаются вам досадить, а действительно в нынешних условиях не приемлют какой-либо вид отдыха, не надо давить и настаивать на своем. Лучше решите вопрос с собой: будет ли ваш отдых полноценным, если вы оправитесь на него без близкого человека? И если нет, то в чем именно вы готовы уступить и пойти навстречу желаниям партнера? Если ни в чем, то это тоже подсказка: иногда отдохнуть порознь даже на пользу. И, конечно, в деле отпуска важно, как говорится, быть, а не казаться — прислушиваться к собственному организму и кошельку, а не оглядываться на кого-то.
Эх, не зря в народе говорят, что совместный отдых — проверка на отношение друг к другу похлеще совместных тягот. А в наше время эта проверка начинается даже не в отпуске, а еще при его планировании.