Новость номер два — инженерия снова в фаворе. Все докладчики говорили об инженерах. Мол, инженеры нам нужны и важны, но не всякие. Как сказал Валерий Фальков, «инженеры-интеллигенты с широким кругозором», любящие свою Родину. И на новом этапе развития в новой системе «вышки» необходимо «восстановить проектирование и разработку» во многих отраслях промышленности», а подготовку кадров направить на «реальную потребность» в экономике страны.
Инженерия, медицина, биотехнологии, фундаментальная гуманитарная подготовка (философия, например) чаще других упоминались как примеры дисциплин, где 4-х лет обучения и знаний бакалавра маловато. «И в юриспруденции, в правоохранительных органах нужны два диплома, там бакалавры даже не рассматриваются», — несколько раз упоминал Володин. Он подчеркнул, что согласен с тем, что гибридность в высшем образовании необходима.
И все-таки, как совместятся в наших университетах системы пост-болонская и пост-советская? Ректор МГУ Виктор Садовничий назвал три варианта современных уровней образования: бакалавриат-магистратура, специалитет-магистратура и специалитет-аспирантура. При этом он отметил, что «зря сделали аспирантуру третьей ступенью образования, это было ошибкой. Поэтому менее 10% сейчас идут в аспирантуру». То есть, вероятно, магистратура и аспирантура обе будут считаться вторым уровнем ВО.
Также абсолютно все выступающие говорили о том, что надо сохранить в нашем образовании его исторически важную черту — фундаментальность. Надо «отказаться от рыночно-сервисного подхода в образовании», — конкретизировал этот подход председатель комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. — Надо воспитывать способность выпускника университета к самостоятельности решений. Необходимо непрерывное образование. Качество подготовки кадров — главный критерий образования».
Депутат подчеркнул, что на нашу страну сейчас оказывается беспрецедентное давление, поэтому развитие высшего образования вещь приоритетная. Однако в этой области у нас сохраняются системные недостатки. Такие как расхождение образования с потребностями работодателей, отсутствие интеграции с реальным сектором экономики, неравномерность уровня подготовки и востребованности специалистов в регионах.
Выступающие также обозначили пути создания новой национальной системы высшего образования, часть соображений прозвучала как ответы на вопросы из зала. Например, говорили о профессорах и о молодых ученых. Сергей Кабышев и Виктор Садовничий сошлись во мнении, что престиж преподавательской деятельности надо повышать, как финансовый, так и социальный. Например, путем повышения зарплат и возвращение грантов (на создание научной школы, например, сказал Садовничий).
На тему академической мобильности, евроинтеграции и взаимозачета дипломов было сказано, что после ухода из «болонки» вузовское и университетское взаимодействие не прервется, перейдя на «двусторонний уровень». «Двусторонние соглашения в этой области у России с 43 странами», — сказал глава Минобрнауки. Или есть многосторонние соглашения, с Азиатским союзом, например. Тут же справедливо было отмечено, что надо развивать мобильность и внутри страны, создавать сильные сетевые взаимодействия.
Был поднят вопрос и про «удаленку». Валерий Фальков сказал, что ее оставят как дополнение к «живой учебе». «Иногда, знаете, бывает, общежитие далеко, и целесообразнее что-то делать дистанционно. Допустим, консультации один раз в неделю», — предположил министр. Но тут же собравшиеся назвали целый ряд специальностей, где удаленка нежелательна. «Да, конечно. Врачи, летчики.... И то же проектное образование, инженеры. Это святое», — добавил Фальков.
А Виктор Садовничий упомянул, что для создания научных школ очень важно «ходить по одним и тем же коридорам, общаться, консультироваться. И не только медики и летчики — биологи, химики. Только в реальности», — уточнил ректор МГУ.