Эксперты назвали действенные способы очищения Байкала от микропластика

Спасение Байкала – дело рук загрязняющих

Входящее в список природного наследия ЮНЕСКО крупнейшее в мире пресноводное озеро Байкал оказалось под угрозой сильного загрязнения. Водоему с запасом 20% всей пресной озерной воды мира вместе с многочисленными редкими представителями флоры и фауны грозит главная экологическая беда XXI века – микропластик. Ученые бьют тревогу, уровень загрязнения озера стремительно растет, как и поток туристов на Байкал. Можно ли побороть микропластик и что для этого нужно сделать? Разбираемся вместе с экоэкспертами в нашем материале.

Спасение Байкала – дело рук загрязняющих
Экологическая экспедиция на Байкал под руководством М. Колобова

Что такое микропластик и чем он опасен

Микропластик представляет собой мелкие частицы пластика не более 5 мм длиной. Они образуются в результате деградации и распада любых пластмассовых изделий. Такой пластик сложно изъять из водоемов, он абсолютно непригоден для дальнейшей переработки.

«В большей части микропластик содержится в поверхностном слое воды Байкала на юго-востоке и западном побережье озера. Эти зоны наиболее загружены туристами и местными жителями. В отобранных учеными пробах большая часть микропластика достигает размеров 3–5 мм. Этот деградируемый пластик дальнейшей обработке не поддается», – сообщил Руслан Губайдуллин, руководитель Ассоциации «Чистая страна».

Ученые определили, что концентрация микропластика в поверхностных водах Байкала в 2019 году составила 42 тысячи частиц на кв. км, в 2021 году – уже 62 тысячи частиц. Это вполне сравнимо со средним загрязнением озер микропластиком по всему миру. Старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Михаил Колобов рассказал, что в последнее время концентрация микропластика в Байкале растет на 50% ежегодно. При этом уровень загрязнения озера продолжит рост из-за постоянно повышающегося интереса туристов.

«Чем меньше пластик, тем больше его встречается в воде. С поверхности мы собираем только тот пластик, который плавает. Это полистирол, селен и полипропилен. Существует еще несколько десятков различных химических формул, которые не плавают на поверхности, а тонут. Большая часть пластика в Байкале захоранивается на дне озера, но перед этим успевает навредить природе», – отметил Колобов.

Печально, но сегодня микропластик практически вездесущ. Его находят в океане, в крови животных, в рыбе, в кольчатых червях и даже в растениях. Из-за схожих размеров с планктоном он попадает в рацион рыб и других водных обитателей. Повсеместное присутствие микропластика вызывает у исследователей озабоченность насчет возможного отрицательного воздействия не только на флору и фауну, но и, как следствие, на источники питания людей.

Опасность микропластика объясняется наличием в нем ряда химических веществ, которые содержатся в некоторых видах пластика. Более того, он переносит токсичные вещества, например пестициды. Это бедствие влияет на почву, на воду, и даже на воздух. Согласно последним публикациям, частицы микропластика были обнаружены в человеческой крови. Врачи тоже озабочены этой ситуацией, ведь при высокой концентрации микропластика в организме его частицы могут негативно влиять на репродуктивную систему, вызывать ожирение, воспаление тканей, ослабление иммунитета и задержку развития.

Как микропластик попадает в Байкал

Из-за мелких размеров микропластик очень мобилен. Мелкие пластиковые частицы могут транспортироваться реками и ручьями, ветром, смываться дождями и доставляться в водоемы многими другими способами.

Главный способ доставки пластика в озеро Байкал – это реки и ручьи. Основная доля частиц микропластика в поверхностных водах Байкала приходится на южную часть озера, на акваторию рядом с населенным пунктом Большое Голоустное. Ученые убеждены, что в акваторию населенного пункта Большое Голоустное микропластик выбрасывает крупнейший приток Байкала – Селенга.

Выброшенные туристами и жителями прибрежных населенных пунктов бытовые пластиковые отходы в итоге попадают в Байкал и накапливаются в нем. В связи с прогнозируемым увеличением внутреннего туристического потока и отсутствием механизмов утилизации пластика загрязнение берегов Байкала будет возрастать.

Ответственность и информированность туристов

По мнению старшего научного сотрудника биологического факультета МГУ Михаила Колобова, к решению проблемы нужно подходить с нескольких сторон. Водосборный бассейн Байкала составляет около 600 тысяч квадратных километров, что соразмерно с территорией Франции. С этой площади в озеро попадает мусор.

«За те полвека, пока существует пластик, он накоплен в таких концентрациях и количествах, что продолжит поступать в водоемы многие десятилетия. Проблему необходимо решать комплексно», – отмечает Колобов.

Блогер и экоактивист Анна Гаркуша предлагает разбить работу по очистке озера на подзадачи и решать их параллельно: «Нужно поработать над использованием одноразовой посуды на озере. Неплохо организовать сбор отходов пластика. Вокруг Байкала плохая ситуация с очистными сооружениями, поэтому местный общепит не может мыть посуду и использует одноразовые тарелки. Есть смысл максимально популяризировать среди туристов многоразовые предметы: тарелки, сумки, бутылки».

Популярность Байкала как точки притяжения туристов неуклонно растет. В этом году в силу сложившихся геополитических обстоятельств на озере ожидается небывалый наплыв туристов. Гаркуша убеждена, что для них необходимо создать специальные экогайды. Так туристы смогут получать информацию об обращении с мусором на всем пути следования.

Руслан Губайдуллин считает, что экология Байкала полностью зависит от осознанности людей: «У нас большой пробел в экологическом воспитании. Если человек приехал на Байкал как турист, взял что-то с упаковкой, съел банан или мороженое, пусть положит все это в сумку, доедет до места, где есть контейнер, и выбросит мусор туда. Вопрос доставки мусора до контейнера – это вполне решаемая история. Сколько угодно можно устранять последствия, но если мы продолжим засорять все вокруг, проблема решена не будет».

Практика других стран

Многие страны уже отказались от полимеров. Монголия не использует пластиковую упаковку во многих торговых сетях. По пути отказа от пластика идут США, Европа, Индия и страны Африки.

Самый суровый закон действует в Кении. Здесь с 2017 года изготовление и использование пластика расценивается как уголовное преступление. Нарушителей запрета ждут серьезные неприятности: физическим лицам и производителям пластика грозит штраф в 38 000 долларов и до 4 лет тюрьмы.

Жесткие меры властей Кении обусловлены катастрофическим положением дел в плане оборота пластика. До вступления в силу запрета в стране ежегодно продавали более 100 млн пластиковых пакетов. В результате Кения буквально погрязла в пластиковых отходах.

Анна Гаркуша рассказывает, что в США борьба с пластиком сильно разнится в зависимости от штата. Например, в Нью-Йорке с 2021 года запрещены полиэтиленовые пакеты. А самый прогрессивный штат в плане отношений с пластиковым мусором в Америке – это Калифорния. В частности, там обязывают магазины принимать обратно пластиковые пакеты, на каждом пакете печатается информация, что при возврате человек может получить определенную сумму денег или скидку.

К 2030 году в Калифорнии планируется сократить использование пластика на 75%. Компаниям, которые будут пренебрегать законом об обязательной переработке пластика, будут выписывать штрафы вплоть до 50 000 долларов ежедневно.

В борьбе с оборотом пластика активно участвуют и соседствующие с Россией Грузия и Белоруссия. В Грузии в 2019 году запретили производить, импортировать и использовать полиэтиленовые пакеты. Штрафы для нарушивших запрет предпринимателей составляют около 170 долларов для первого раза и 340 долларов за последующие нарушения.

В Белоруссии отказ от использования пластиковых товаров проходит постепенно. Президент Александр Лукашенко озаботился вопросом пластикового загрязнения в 2018 году. Осенью 2019 года власти обязали магазины вводить в ассортимент бумажные пакеты и посуду. Летом 2021 года в точках общепита страны запретили одноразовую пластиковую посуду, среди которой вилки, ложки, ножи, стаканы до 300 мл, тарелки, палочки для размешивания напитков, чашки и некоторые коробки. 

Зона без пластика и контроль за утилизацией

Если взять за основу решения проблемы опыт других стран, наиболее эффективным методом станет запрет одноразовых пластиковых изделий. Эту схему поддерживает Михаил Колобов, который убежден, что необходимо на законодательном уровне ограничить оборот пластика в районе Байкала как можно скорее.

«Ограничения должны касаться не только прибрежных территорий самого озера, но и буферной зоны – берега впадающих в Байкал 300 рек. В первую очередь нужно ограничить использование одноразового пластика – стаканчиков, трубочек, тарелок. Также важно разрабатывать новые способы и материалы для упаковки продуктов», – заключил старший научный сотрудник биологического факультета МГУ.

Сегодня озеро Байкал стало зоной, где можно и необходимо реализовывать проекты по замене пластика. Ученые предлагают использовать вместо него композитные материалы. По мере отработки законодательных инициатив и тестирования новых материалов, эту инновационную в России политику можно будет масштабировать на все природоохранные территории страны.

Михаил Колобов очень точно сравнил модели обращения в России с пластиком и с радиоактивными материалами: «У нас есть 3 стадии использования радиоактивных материалов: добыча, использование и утилизация. На всех трех стадиях в этой сфере идет жесточайший контроль. С пластиком есть строгий контроль на стадии изготовления, чуть менее строгий на стадии использования и продажи, а вот контроль на стадии утилизации полностью отсутствует. Мы не знаем, как он использовался, куда его перевезли, переработан ли пластик или просто где-то лежит».

Ученый предложил заложить в цену пластика сумму, которая позволит финансировать контроль за всеми стадиями использования пластика: от изготовления до утилизации. Также можно ввести и утилизационный сбор.

«Если соблюсти хотя бы эти условия, людям будет удобнее и проще обращаться с отходами. Нередко случаются ситуации, когда выбросить мусор туристам просто некуда. Пластик везде, и нам нужно работать системно. Неплохо было бы расписать путь туриста от дома до стоянки на Байкале. Где он отоваривается, что привозит, как использует, куда он должен все это сложить, где ест, как в районе работают магазины. Это должно быть целое дерево целей», – заключила экоактивист Анна Гаркуша.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру