«Цены на стройматериалы уже просто неадекватные. Цемент доходит до 1100 рублей за 50 кг. Как строить дома и как делать ремонт?» - задается вопросом Наталья из Калининграда.
«Я не думаю, что область пропадёт без стройматериалов, - рассказывает 39-летний Константин. - Да, ценник взвинтят вверх и спекуляция расцветёт буйным цветом, но этого и можно было ожидать. В отличие от властей, люди всегда друг с другом договорятся. Остаются частные связи и с Литвой, и с Польшей, и с Белоруссией, я даже не сомневаюсь, что оттуда будет идти контрабанда».
Как надеются местные, строительные товары, скорее всего, продолжат завозить по-тихому через соседей, что-то пойдёт через Литву, что-то из Польши - сейчас все немного успокоится и логистические цепочки на низовом уровне обязательно будут восстановлены («Дай полякам солярки, бензина, сигарет, они тебе черта лысого привезут»).
Но это, конечно, далеко не прежние объёмы. Многие калининградцы надеются, что запрет касается только санкционных товаров, а не жизненно важных. Которые тоже дорожают, но дефицита пока ещё нет.
«Мне сложно сравнивать с Россией, дороже у нас или дешевле. Я же у вас не бываю, для меня это далеко и накладно, - говорит 43-летняя Ольга. - Например, 5-килограммовый стиральный порошок на днях купила за 900 рублей, а в январе я его покупала за 400. Кошку мы недавно перевели на человеческую еду, потому что корм тоже взлетел в два раза и на неделю обойдётся где-то в тысячу».
Калининград - наиболее очевидная российская триггерная точка, на которую было легко надавить. И, увы, у Литвы есть возможности для шантажа. Так как сухопутных границ с Россией у бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к нам по Потсдамскому миру в 1945 году, действительно нет. Сюда можно лететь на самолёте. Но на самолёте много грузов не перевезешь. Или они выйдут золотые.
Можно ехать на поезде через две границы - Литвы и Белоруссии. Теперь это вычёркиваем.
Можно плыть на грузовом пароме. Вернее, только им теперь и остаётся.
Долго (36-40 часов от Санкт-Петербурга до Балтийска) и дорого (вместе с автомобилем стоимость улетает за 40 тысяч рублей). Старые пассажирские паромы пропали как вид в пандемию. До 2020 г. на линии курсировал «Петербург» с трёхразовым питанием. Обещали запустить паром «Принцесса Анастасия», но не ранее 2023 года.
В итоге сохранилось только грузо-пассажирское направление. Ещё совсем недавно такие автомобильные паромы ходили полупустые, так как тариф баснословный. Но теперь, очевидно, все изменится. Губернатор пообещал ввести в эксплуатацию еще пару дополнительных.
«К сожалению, морской путь, в отличие от железнодорожного, полностью зависит от погоды. Если шторм - так никуда и не выйдешь», - объясняет Максим, житель Калининграда.
Есть те, кто оптимистично надеется, что «Литва ещё пожалеет. Так как потеряет много денег с транзита».
«Я считаю, что Литва нарушает суверенитет Калининградской области, и этого просто так спускать нельзя», - уверен Михаил из Светлогорска. Однако не очень понятно, как можно повлиять на решение государства - члена НАТО? Уговорами? Стучать ботинком по столу?
«Если честно, слухи о том, что нас могут совсем заблокировать от России, ходят, но им никто не верит. Такого просто не может быть, потому что не может быть никогда», - уверена 25-летняя Кира, она работает в сфере туризма.
Говорит, что в городе спокойно, все отели переполнены. Если раньше преобладали поляки и немцы - некоторые гостиницы вообще были ориентированы на иностранцев, которые встречали здесь праздники и Новый год, то теперь везде одни россияне. «Юг России закрыт для перелетов, Крым тоже - для быстрого путешествия остаётся Калининград и Балтийское море».
Причём летят со всех концов страны. «Это началось еще в пандемию, в связи с ограничениями и QR-кодами, а сейчас, после начала спецоперации, вроде как просто боятся к нам ехать иностранцы. Редко когда сегодня встретишь чужие номера на автомобилях».
«Украинцев раньше было много - теперь, естественно, совсем нет, - рассказывает Анна, она занимается сдачей в аренду недвижимости. - Тем не менее не могу сказать, что цены упали. Иностранцы не приезжают ещё и потому, что в России больше не используются международные сайты по бронированию жилья, нельзя перечислить бронь по карте, поэтому те, кто к нам все же доезжает, - это старые, проверенные клиенты по звонку».
По оценкам губернатора, речь идёт о 40-50% сокращении от всего грузопотока. У России же нет особого способа воздействовать на Литву, кроме как выставлять последнее китайское предупреждение, на самом деле отказавшись от транзита, Литва практически ничего не теряет. Да и не стала бы она вести себя так, не заручившись поддержкой на Западе.
Тогда как путь из России в Калининград в скором будущем может стать «дорогой жизни».
Ситуацию комментирует Марина Силкина, кандидат наук в области международного права;
- Наложение Литвой запрета на российский транзит очень опасно с точки зрения международного прецедента. Вдобавок ко всему это может создать реальную угрозу жизни и благополучию самих калининградцев, по сути, являясь необъявленной блокадой. Поэтому ответные меры со стороны России могут быть весьма жёсткими.
Основополагающим документом, регулирующим транзит между Калининградской областью и остальной территорией РФ, является Совместное заявление Российской Федерации и ЕС, принятое в Брюсселе 11 ноября 2002 года.
Согласно документу, «стороны признают уникальность положения Калининградской области как части Российской Федерации, отделенной от остальной территории Федерации другими государствами. В связи с этим в целях дальнейшего развития стратегического партнерства между Россией и ЕС стороны договариваются предпринять специальные усилия для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с будущим транзитом людей и грузов между Калининградской областью».
Совместным заявлением также предусматривается намерение ЕС оказывать техническое и финансовое содействие усилиям России по обеспечению экономического развития Калининградской области, поручение упрощенного документа для транзита и иные меры, которые способствовали бы оптимизации логистических путей. Да, эти - и не только эти - договоренности сейчас были нарушены.
Как мы видим, активизировалась борьба всех против всех, и в таких условиях, по моему мнению, только на запрете транзита подсанкционных товаров власти Литвы могут не остановиться.