...Эпопея с транзитом Москва–Минск–Вильнюс, занявшая более суток, позади. В столице Литвы я остановилась у своей подруги в «однушке», в старом и обжитом районе с панельными домами, какие, например, есть на окраинах Москвы. Район очень зеленый: повсюду кусты шиповника, сирень, липа, ласточки вьют гнезда прямо на балконах многоэтажек.
В районе в шаговой доступности – три магазина, базар, аптеки, детские сады и школы. Люди никуда не спешат – не увидишь, чтобы кто-то бежал или сильно торопился. Жизнь течет размеренно и тихо.
Утро после приключений на границе началось с муштры: подруга начала учить экономии.
– Почему ты не выключила свет в ванной?
- Я же еще туда вернусь.
– Когда вернешься, тогда и включишь. Это вам не Россия.
Что ж, действительно не Россия: послушно выключаю свет и беру в руки фен.
– Тебе же не надо делать укладку – посуши волосы без него! Во-первых, так экологичнее, во-вторых, ты сэкономишь электроэнергию.
Откладываю в сторону фен и сушу волосы «экологичным способом».
Вода. Еще один повод нарваться на замечание. В Москве я могу включить кран и не выключать, пока полностью не помою посуду. Тут не так: включила кран, сполоснула водой тарелку, закрыла кран, намылила посуду, снова включила кран.
Чистить зубы приходиться по той же схеме: включила кран, намочила зубную щетку, выключила кран, почистила зубы, включила кран.
Принимать ванну – непозволительная роскошь. Во всех квартирах есть душевые комнаты, и душ тут принимают максимально быстро: намылился, смыл пену – и на выход.
Ежедневная помывка головы, как оказалось, тоже удел богатых.
– Я вообще-то не мою голову каждый день. Раз в три дня – вполне достаточно, – буднично выдала подруга.
К счастью, в удовольствии мыть голову каждый день мне не отказали, а волосы и правда можно посушить «экологичным способом».
Вообще, переходить на новые стандарты непросто: я все еще забываю перекрывать дорогостоящие ресурсы. В качестве оправдания подруга поведала совсем об экстремальном способе экономии: в некоторых отчаявшихся семьях сливной бачок смывают только к вечеру... Слава богу, моя подруга – не из «экстремистов».
Еще один малоприятный момент: в квартире даже летом довольно холодно. Комфортная температура устанавливается, только когда на улице ярко светит солнце. А в Литве часто бывает пасмурная погода и льют дожди.
– Лена, слушай, давай немного погреем квартиру? Ноги замерзли, – предлагаю подруге, увидев терморегулятор на радиаторе отопления. Я ведь привыкла в Москве ходить по дому в шортах и футболке.
– Надень носки и кофту: греть квартиру слишком дорого, – отвечает она и выдает мне флисовую кофту и шерстяные носки. Делать нечего, одеваюсь теплее.
Экономить население мотивируют с помощью красивой идеи экологии. В Литве просто экологический бум: под брендом «экологичного» можно увидеть буквально все – кафе, пакеты, продукты, транспорт...
В подъезде на стенде для объявлений кто-то из соседей оставил послание: «Сортируйте мусор, экономьте воду и электроэнергию. Спасибо вам за это». Выведено детской рукой.
Кстати, про мусор. В моем московском районе когда-то безуспешно пытались ввести сортировку мусора. Жители района только привыкли выносить пластик в отдельные контейнеры, как эти контейнеры пропали. В Литве же раздельный сбор мусора – фетиш. Мусор сортируют по пакетам, затем выносят на улицу и выкидывают в баки: стекло, бумагу и пластик – по разным емкостям. Мусоропроводы даже в домах советской постройки заколотили еще много лет назад. Так что старый добрый мусоропровод здесь – атавизм.
В какой-то момент обратила внимание на пакет с пустыми пластиковыми бутылками, сиротливо стоявший в коридоре.
– Лена, зачем тебе пустые бутылки? Давай помогу вынести! – не дождавшись ответа, хватаю переполненный пакет и уже собираюсь вынести из дома.
– Куда?! – аж взвизгнула подруга. – Их надо сдать!
Сразу стало интересно узнать, как сдают бутылки. Итак, у каждого, даже самого захудалого магазина на входе есть специальная кабинка с «пылесосом» для пластиковых бутылок, который называется «Тароматас». Бутылки принимаются чистыми, пустыми и неповрежденными. Умный аппарат сразу засекает любую вмятину и выплевывает бракованную тару. Кроме того, с тары нельзя снимать этикетку: аппарат должен считать штрихкод. За каждую бутылку ее владельцу возвращаются 10 евроцентов (7 рублей на наши деньги, по официальному курсу), но не наличными, а в виде чека, который можно предъявить в магазине и оплатить покупку.
У ближайшего «Тароматаса» с утра уже очередь: молодые хорошо одетые женщины пришли сдавать тару. Сразу оговорюсь, сдавать бутылки тут не является чем-то позорным, а наоборот, приветствуется: мы ведь поддерживаем экологию.
Подходит моя очередь, захожу в кабинку, засовываю первую бутылку – аппарат с шумом засасывает ее; засовываю вторую, третью... на четвертой происходит какой-то сбой: бутылка или с вмятиной, или с поврежденным штрих-кодом. Я не сдаюсь и снова кладу пластик в трубу. Итак, все 14 бутылок сданы. Аппарат выведет мне чек – 1,4 евро. В магазине на кассе отдаю чек, и мне предлагают скидку за мои покупки.
Примечательно, что точно так же на кассе прямо в продуктовом магазине можно оплатить счета по ЖКХ. У нас с собой две платежки – за электричество и отопление. Кассир берет платежные документы, сканирует штрих-код и выдает чек, который затем прикрепляется степлером к документам.
Кстати, подруга и правда добилась небывалого мастерства в экономии: за питьевую воду (так дословно указано в платежке) и месячный взнос она должна заплатить 3,5 евро. За отопление – около 26 евро. Еще около 80 центов с нас берут за обслуживание на кассе (оплатить каждый чек стоит 40 центов). Итого: вода и отопление – чуть больше 30 евро (под 2000 рублей).
– Слушай, как здорово, прямо на кассе можно оплатить счета. Все для людей!
– Ага, конечно, для людей... Главное – чтобы платили, – охлаждает мой восторг подруга.