Для 15-летнего ученика школы-интерната в Дербенте полученный «неуд» стал в его детском сознании катастрофой, и выхода из тупиковой ситуации он не увидел. Мальчик планировал поступать в профильный кадетский класс, и его близкие уже представляли будущего 10-классника марширующим в красивой форме. Но с двойкой по математике (то есть с «неудом») об этом не стоило и мечтать. Пересдача — только в июле. Самым обидным было то, что до тройки, по словам одноклассников, ему не хватило всего одного балла.
Узнав результат, подросток свел счеты с жизнью. Свой мобильный телефон он велел передать брату, предварительно стерев оттуда всю информацию.
Дербентские мамы жарко обсуждают случившееся в городских пабликах. Многие считают систему госэкзаменов травмирующей психику детей.
- В свое время мы прекрасно учились, и совсем не тяжело нам было, - говорит одна из родительниц. - Замечу, что школьную программу никто не ругал и спокойно мы поступали в вузы - кто в «мед», кто в «пед», кто в авиационный. А сегодня, после 9-го класса родная школа отказывается от ученика, в 10-й не всех берут — мол, вдруг потом ЕГЭ не сдаст? Детям сложно - отсюда и такие трагедии.
Другие родители считают, что в суицидах из-за учебы все-таки виноваты не экзамены и не школьная программа, а взрослые.
- Я своих детей не ругала за двойки, хотя у всех были математические способности. И то мне сейчас мой средний сын Али говорит, что ненавидит математику. Мол, если бы знал, что в жизни она ему не пригодится, никогда бы её не учил, - признается мама из Дербента — к слову, потомственный учитель математики. - Нельзя ругать и бить детей за их неспособности. Каждому человеку даётся что-то своё.
На моей практике был случай, когда учитель занимался с ученицей дополнительно и девочка сошла с ума. Не у всех мозг выдерживает нагрузку. Программа сейчас по сравнению с 1980 годом увеличена, а часы на математику уменьшены.
В пресс-службе минобрнауки республики теперь проводят проверку «условий воспитания и обучения, сохранения жизни и здоровья обучающихся в образовательной организации». Однако слова погибшего мальчика о том, что он не оправдал чьих-то надежд, и без всяких проверок говорят сами за себя. Ребенка явно прессовал кто-то из взрослых: может быть, учителя, может быть — родственники, а может — и те, и другие.
- Начиная с первых классов, родители ругают своих чад за плохие оценки, ставят в пример отличников или детей своих друзей — «более умных», «более прилежных». Таким образом, реализуя свои амбиции, мы, взрослые, с ранних лет формируем у ребенка осознание того, что он любим нами только в том случае, если делает успехи. - рассказывает «МК» психолог Татьяна Хохлова. - К старшим классам эта внутренняя установка у ребенка только крепнет. В итоге экзамены затмевают все остальное. Провалившись, подросток впадает в такую панику, что перестает мыслить трезво. Причем внешне родитель может даже не догадываться, что ребенок задумал свести счеты с жизнью.
Эксперт отмечает, что, пока идет экзаменационная кампания, взрослым еще не поздно поговорить с детьми и объяснить: плохая оценка на ОГЭ или ЕГЭ — это не конец света:
- Школьник должен понимать, что вы любите его любым. И вы должны ему это проговорить именно вслух — не стоит думать, что он и так это знает.
- Если у ребенка внутренний перфекционизм и он очень заточен не результат, это в большинстве случаев связано с ожиданиями родителей, - подтверждает психолог Алиса Зотова. - Чаще всего это проявляется у мужчин в отношении сыновей: «Плохо сдал экзамен? Не поступил? Ты мне не сын, ты не мужчина». В итоге школьник не видит будущего, в его понимании дальше жизни нет.
Такой подросток ставит знак равенства между «отличник» и «хороший ребенок», между «поступил в институт» и «состоявшийся сын или дочь». Но родители должны дать ребенку возможность ошибки, дать понять, что проигрыш - это вообще-то нормально, не все может в жизни получаться с первого раза. Подростку свойственен максимализм: «все или ничего», «или я на коне, или я в яме». Это элементарная физиология, мозг подростка формируется таким образом, что для него есть только черное и белое. И в этот период он может делать выводы, по которым будет жить всю жизнь. Родитель должен это понимать и бережно относиться к такому моменту, самому не допускать крайностей.
Вместе с тем эксперт отмечает, что суицид никогда не случается по какой-то одной причине — просто что-то (в данном случае — двойка) становится для него поводом. Поэтому внимание родителей должно быть приковано не к одному фактору, а в целом к ребенку.
- Советую, пока не поздно, сесть вместе с ребенком и продумать план действий в случае плохой сдачи экзаменов, - советует учитель математики Нина Николаева. - Например, если ли не пройдет в профильный 10-й класс, можно попытаться попробовать перевестись туда в 11-м или в середине года. А, может, с теми баллами, которые он набрал, его примут в другой школе с аналогичным направлением? Если подросток хочет стать программистом или юристом, можно попробовать уйти после 9-го в профильный колледж. Туда, кстати, обычно проще поступить. Ну а в случае с ЕГЭ тем более не стоит переживать, ведь в вуз можно поступить и через год.
- Одна моя сокурсница в институт поступила с пятой попытки, - говорит психолог Алиса Зотова, - И это на самом деле лидерские качества — значит, человек может ставить дальние цели.