Одно из самых странных мероприятий – флешмоб «без штанов», с измазанным кровью нижнем бельём и пакетами на головах, которые украинцы устраивают на улицах. А ещё беженцы когда-то здорово напугали прохожих в Риге чудовищным концертом - били в кастрюли и завывали по-волчьи. Сейчас терпение прибалтов подходит к концу, жильё они предпочитают сдавать туристам за деньги, а не селить туда бесплатно требовательных и брезгливых беженцев. Тем более, по словам местных, в странах Прибалтики сложная экономическая ситуация и раздражение политикой властей растёт.
Рассказывают, что приезжих тут до сих пор многотысячная армия, которую не на что содержать: В той же Литве беженцев перестали селить в Вильнюсе, предоставив места в провинциях, а Польша на пороге экономического кризиса и с 1 июля приостанавливает все программы для беженцев. Однако для некоторых государства приезжие всё равно важнее, чем собственные граждане. Например, в Латвии. В школах Риги для детей отменяют льготные обеды, зато украинцы получили бонус в виде бесплатного проезда в общественном транспорте. И это при том, что бесплатный проезд во многих странах также отменили. О ситуации в стране «Московскому Комсомольцу» рассказала местная жительница по имени Лига.
«Со стороны нашего правительства ничего не поменялось, - рассказывает девушка, - если многие страны дали беженцам 90 дней, то наша страна только увеличила им льготы, продлив их. Со стороны правительства, опять же, чёткая поддержка и финансирование беженцев. Причем, на порядок больше, чем местных, которые живут в неприемлемых условиях»
— Изменилось ли к ним отношение населения?
— Позиция населения двоякая: Кто-то поддерживает, а есть и те, кто недоволен происходящим и это связано с тем, что в стране не очень хорошая экономическая ситуация. У нас люди тонут в долгах по коммунальным платежам, которые растут, как на дрожжах. Растут цены на топливо и продукты, и всё это давит, так как в Латвии есть законы, позволяющие забирать недвижимость и продавать её за коммунальные долги. И у нас таких должников большое количество, они получают мизерную помощь от государства. А те деньги, которые уходят на беженцев, могли распределяться для этих людей, но этого не происходит. Более того, под шумок правительство Латвии, которое кстати народ не выбирал, принимает законы, которые вообще связывают людей по рукам и ногам, а значит ситуация будет ещё хуже.
— Чаще ли стали беженцы возвращаться на родину?
— Есть категория людей, которые не уезжают. Видела много молодых людей до 40 лет на дорогих машинах, чьё нахождение тут не очень понятно. Все такие вальяжные, в банках счета открывают, а это не каждый местный может сделать. Но для украинцев всё упрощено. Те, кто победнее и просто бежал, в недоумении от цен и налогов в Латвии. У нас гречка стоит 5 евро (304 рубля), зарплаты небольшие. Есть и такие, кто получил что-то здесь, и поехал дальше. Или те, кто приехал сюда, просто понял, что в стране «дно», и также поехал дальше. Многие открыто говорят, что всю жизнь хотели в Европу, и не упустят такой шанс.
— Как сейчас ведут себя приезжие? Изменилось что-то в их поведении?
— Вытворяли и вытворяют. От них много негатива. Много акций, вандализм на братских кладбищах и захоронениях. Грязь и агрессия по отношению к русским людям, а также настраивают местных своей пропагандой. Ведут себя не как в гостях, а как дома. Нагло, дерзко и борзо.
Наличие в стране беженцев приводит к дракам и потасовкам, в том числе с самими же гражданами Евросоюза, а криминальная обстановка ухудшается. С приходом курортного сезона многие из беженцев лишились вольготной жизни в гостиничных комплексах, и вынуждены были вернуться на родину. Из Польши только за последнюю неделю выехали уже несколько сотен тысяч граждан Незалежной.
«Их не гонят, а переселяют из отелей и гостиниц в более простое жильё, - рассказывает жительница Румынии Елена, - Больше никаких пятизвёздочных отелей у моря. Нужно сделать как в Болгарии: грузовые контейнеры и колючка в три метра. Общий туалет, общий душ.
— Не считает ли население такие меры слишком жесткими?
— Статус беженца даётся на достаточно долгое время. В этот временной отрезок можно успеть подать на «ВНЖ», найти работу и так далее. Они 4 месяца сидят на одном месте ровно и думают, что можно ничего не делать. Об африканских беженцах такой заботы нет.