Жители центрального района Донецка до начала июня старались вести обычный образ жизни. Пока в течение недели их спокойный жилой район не обстреляли дважды. Когда за один вечер снаряды разрушили четыре школы, два детских сада и несколько жилых домов, нервы сдали даже у закоренелых оптимистов.
- Вышли на улицу утром – под ногами хрустит стекло. На дороге лежат осколки, дома с выбитыми стеклами вокруг, - рассказывает Алина. – Рядом с соседним домом – сгоревшие автомобили. Из асфальта торчит хвост снаряда. И это наш мирный, уютный район, где еще вчера спокойно гуляли дети и бабушки сидели на лавочках... Тогда и решили, что надо уехать.
По словам Алины, решение выехать на время в Россию далось ей нелегко, но понимание, что ты не можешь спокойно сходить в магазин или выпустить ребенка из дома, все же сработало в пользу поездки.
- Мы попали под жёсткий обстрел вечером 4 июня. Теперь считаем этот день своим вторым днем рождения. В донецких соцсетях ходит шутка, что вот, мол, когда будут по моему району стрелять – тогда уедем. Нет, когда будут по моей улице стрелять, тогда уедем. Нет, вот когда в мой дом прилетит – тогда уедем. Мы прошли все эти стадии. Ничего не оставалось, кроме как собрать один чемодан на двоих и двинуться в первом попавшемся направлении.
Впрочем, направление выбирать не пришлось: в кассах донецких автовокзалов на ближайшие дни не было ни одного билета ни на один рейс. Та же история оказалась у крупных частных перевозчиков. Бесплатные эвакуационные автобусы курсировали из Донецка в конце февраля, после чего проблемы переезда легли на плечи выезжающих. Пришлось заказывать машину.
- Поездка до Таганрога обошлась нам в 8 000 с машины. Это с пешим переходом границы. Один водитель привозит к границе со стороны ДНР, второй забирает уже в России. А обе границы мы проходили своим ходом. Но так быстрее, чем стоять несколько часов в автомобильной очереди, - советует Алина.
Еще один способ добраться до границы, если есть сложности с транспортом, ей посоветовали знакомые.
- Добираетесь до Макеевки маршруткой, оттуда в Харцызск, а там такси до границы стоит 2000 рублей.
Алина рассказала, что придуманный ею впопыхах план по размещению в Таганроге потерпел крах.
- Изначально планировала снять на ночь гостиницу или хостел, подыскать жилье и оставаться там, пока не утихнут обстрелы в Донецке. Присмотрела предложения по аренде квартир в Таганроге – мне показалось, что найти достойное жилье несложно. Я сильно ошибалась! Хозяева сразу предупреждали: сдаем только с российским паспортом. Или же ломили за съем неподъемные суммы.
Например, если в объявлении написано, что квартира сдается посуточно за 500-800 рублей, то это цена не за сутки, а за одного человека. Мы обзвонили порядка 50 объявлений, и только одна женщина согласилась сдать нам квартиру за 2000 рублей в сутки. Остальные требовали кроме платы за месяц еще и залог, и риелторскую комиссию. В итоге заселение в обычную «двушку» обошлось бы нам тысяч в 60… У беженцев таких денег, разумеется, нет.
- А как же 10 тысяч рублей, которые положены жителям ДНР и ЛНР?
- Их можно оформить, но выдают-то не сразу. Сначала нужно приобрести сим-карту российского оператора. Потом открыть счет в Сбербанке. Моментальная карта стоила 2000 рублей – нужно было сразу положить на счет эту сумму. Потом оформить СНИЛС. Там потребовали перевод свидетельства о рождении ребенка на русский язык, а у меня его не было. Поэтому «беженские» я пока не оформила. Но и переведут их не сразу, многие по нескольку месяцев ждут.
- В итоге где вы разместились в Таганроге?
- Сняли комнату в гостинице за 2000 рублей в сутки. Провели там две ночи и поняли, что просто тратим деньги в поисках квартиры. И поехали к знакомым в Краснодар. Оказывается, чем дальше от границы с ДНР, тем проще снять жилье. Нашли его в первый же день. Хозяева не требовали обязательного российского паспорта и взяли минимальный залог.
Поэтому мой совет тем, кто выезжает: не тратьте время и деньги на временные пристанища в Ростове, Таганроге – отправляйтесь по непопулярным маршрутам, там повезет больше.