Первое интервью с Ангелой Меркель Александр Озанг сделал еще в январе 2000 года. Он в то время молодой журналист нью-йоркского корпункта «Шпигеля», она – свежеизбранный генеральный секретарь ХДС (партия Христианско-демократический союз Германии), оба родом из ГДР. Меркель как раз обустраивалась в кабинете своего предшественника в Бонне и только что приказала вынести «мужскую мебель». «Мне не нравится черная кожа, – сказала она тогда Александру Озангу. – Я не хочу никого запугивать. Мне также не нравится запах кожи». Сегодня эта фраза выглядит интимным признанием.
В той беседе, длившейся ровно час, они словно поменялись ролями: говорил в основном журналист, отвечая на вопросы фрау Меркель о Нью-Йорке. Интервью вышло под заголовком «Железная девушка».
Озанг годами шел по следу федерального канцлера. Писал письма ее братьям и сестрам, но они всегда оставались без ответа. Муж тоже молчал. Попытка пообщаться с матерью фрау Меркель на одном из мероприятий тоже не увенчалась успехом – дама буквально растворилась в воздухе. Журналист беседовал с бывшими однокурсниками Меркель, местными политиками, соседями из Уккермарка (родины федерального канцлера), ее охранниками и ближним кругом, делал интервью с ее отцом, говорившим без умолку. Он встречал германского политика номер один за границей – в Кейптауне перед финальным футбольным матчем ЧМ, в бразильском Сальвадоре. Но она лишь однажды удостоила корреспондента кивка, а так – проходила мимо, как видение. И лишь во время визита в Израиль, три года назад, впервые обратилась к нему с вопросом: «Что вы тут делаете?»
Так что публичное интервью – кульминация отношений Александра Озанга и Ангелы Меркель, его звездный час.
На этот раз, помимо ответов на животрепещущие вопросы современности, она рассказала, как прошли ее шесть недель в одиночестве на Балтийском море, где местные жители ее не беспокоили и не разболтали о ее местонахождении СМИ. Экс-канцлер поделилась тем, что, наконец, смогла найти время для чтения толстых книг, читая «Макбет» Шекспира и «Дон Карлос» Шиллера, а также открыла для себя аудиокниги. Такое размеренное существование пошло экс-канцлеру на пользу, она нисколько не скучала.
Неожиданно открыто она дала ответ на вопрос о приступах дрожи, которые мучили ее в 2019 году: «Это было связано со стрессом и истощением после смерти матери, а также страхом, что это может повториться».
Сегодня она чувствует себя человеком, свободным от обязательств, и соглашается только на приятные встречи.
Ангела Меркель за годы у власти точно знает, какие реплики вызовут нужную реакцию публики. Зал то и дело взрывался аплодисментами.
В своем эссе журналист сравнивает экс-канцлера с Конфуцием и замечает: «Ангела Меркель выглядит раздраженной, когда она раздражена, она смеется, когда ей смешно. Кажется, она говорит только то, что считает правильным». И неожиданно признается, что если бы он захотел пойти выпить, то только с ней! Так похоже на признание в любви!