Что делать на ЕГЭ, если задание неверно, а бланк попортила муха

Практические советы и байки от учителей

Госэкзамен и подготовка к нему – серьезное и волнительное время для детей, родителей и школы. Тем обиднее, если на его итогах скажется какая-то мелочь. Всего не предусмотришь, но некоторых «подводных камней» ЕГЭ-ОГЭ можно избежать, зная о них заранее. Сотни выпускников спотыкаются из-за небрежности в заполнении бланков, десятки волнуются так сильно, что забывают собственные имена. Как быть, если на экзамене вам дали неверное задание, выдали не то пособие или реактивы или даже птичка накакала на бланк? Вот что советуют опытные учителя.

Практические советы и байки от учителей

Учитель биологии, и многолетний участник ГЭК Лариса из Москвы рассказывает о самых обидных ошибках:

— ОГЭ уже прошли, и опять минус баллы за заполнение. Меня просто душит обида за детей, которые так серьезно готовились, но не смогли правильно бланки заполнить. Инструктаж по заполнению должны проводить учителя, но часто это делается спустя рукава. А теперь добавилась и бумажная проблема сюда. Дважды распечатать бланки по русскому или математике на класс — это 50 листов. Пробники (пробная сдача экзамена, чтобы дети поняли процедуру – Авт.) тоже оставляют желать лучшего. Часто вместо двух пробников в школах проводят один, что, конечно, недоработка школьной администрации. Или расскажут коротенечко и ждут от детей вопросов. А как они будут задавать вопросы, если не сдавали никогда такой экзамен?.. В этом году, например, в правилах заполнения бланков ввели единичку «с носиком», просто палочку теперь могут не засчитать. Было уже несколько скандалов после ОГЭ из серии «а мы не знали». «Тройки» и «пятерки» вечная тема – при небрежном почерке проверяющие их путают, бывает еще «четверка» как «единица». Да что там – точки и запятые умудряются ставить не по образцу! А это ошибка, снижение баллов на ровном месте. Даже то, что бланки надо заполнять гелевой пастой – не все привыкли этими ручками писать, приходят и чернила размазывают. Паспортные данные не привыкли писать… Поэтому я обращаюсь к родителям. Поднажмите еще чуть-чуть, сами изучите правила заполнения бланков и написания букв-цифр на текущий год. Прогоняйте с ребенком несколько раз заполнение бланков, чтобы дошло до автоматизма. Хорошо знать предмет и ответы важно, но формальная часть тоже необходима.

С этим согласна и преподаватель английского языка Юлия из Санкт-Петербурга:

— Я натаскиваю своих на эти бланки уже с сентября. И они знают не только, как заполнять, но и что делать, если: порядок заданий перепутан, аудирование тихое и ничего не слышно, устный ответ не записался и т.д. Лайфхак на все такие случаи – громко и четко сказать на камеру и сразу подать «сорокаминутную» апелляцию. Это первая апелляция, которую можно подать в тот же день в течение 45 минут после официального времени окончания экзамена. Есть резервный день, мои дети это знают. Я считаю такого рода подготовку тоже ответственностью учителя.

Увы, не всегда организаторы экзамена так же замотивированы и компетентны. Часто приезжают организовывать не на свой предмет или кто-то на экзаменах впервые. Рассказывает учитель географии из Дмитрова:

— У меня было пару раз такое, что на ЕГЭ по географии старые атласы положили. Издания 1990-х гг. или даже старше. Понятно, что там не только Крыма в РФ нет, страны СНГ — и то не на месте. И все прочие изменения за 20 лет. Хорошо, что я член ГЭК с большим стажем, приехал раньше, все сам посмотрел и попросил заменить атласы. Организаторы принесли и поменяли, но со скрипом.

Вообще учителя отмечают, что такие предметы, как география, биология, история, обществознание, на ЕГЭ часто выбирают не самые успевающие ученики. А КИМы на эти не главные предметы составляются небрежнее, чем на математику, например. В итоге сидит троечник, видит ошибку или несоответствие в заданиях и просто теряется, не понимает, что делать. Требуют другой бланк, что категорически запрещено. Случаются и технические ошибки, когда вместо одного набора по химии в аудитории присутствует другой. Или потеряли дополнительный бланк, или выдали не подходящий к заданию… На экзамене бывает все, изредка пресловутый человеческий фактор подводит организаторов. Хотя ЕГЭ-ОГЭ, в принципе, хорошо отлажен. И единственная правильная реакция ученика – заявлять об ошибке и сразу подавать на апелляцию, потому что правильно такой ответ быть засчитан не может, –  в этом учителя единодушны.

Бывает еще, что экзамен задерживается по форс-мажорным обстоятельствам. Например, в конце апреля кому-то вздумалось «минировать» все школы Костромы в единый день сдачи ГИА-ОГЭ. Отменять не стали, но пока всех обошел наряд полиции с собаками, последние по счету школы писали экзамен поздно вечером. Переволновались все.

Много копий сломано вокруг того, открывать или не открывать окна в аудитории на ЕГЭ, пить или не пить воду. Казалось бы, конечно, открывать и пить! Но каждый участник ГЭК со стажем может вспомнить хотя бы один залитый из опрокинутой бутылочки бланк. А ведь другой никто не даст, из-за воды выпускника ждет пересдача. И разлетевшиеся по классу КИМы из-за случайного порыва ветра, или тоже залитые – из-за ливня. Раскаты грома, которые заглушали аудирование или запись устного ответа на английском – и такое бывало. А при закрытых окнах, можно вспомнить обмороки из-за духоты, и закапанные пота бланки тоже…

Еще каждый проверяющий или организатор расскажет о школьнике, который от волнения забыл как буквы писать – буквально. Или запамятовал как его зовут, чтобы вывести фамилию на бланке. Или решил на математике сложные задания и споткнулся на формуле вычисления площади, длины окружности или еще на чем-то элементарном…

А бывают и такие случаи, что просто байками «из жизни ЕГЭ» и можно назвать.

— Вот у нас однажды птичка в открытое окно залетела и накакала ученику на бланк, – рассказывает Наталья из МО. – Смешно, конечно, но бланк к проверке негоден, большая часть времени экзамена вышла, пришлось ему, бедняге, пересдавать. Русский язык был, по-моему…

Коллеги Натальи припомнили еще примеры «как из Пушкина»: в окно влетел шмель и уселся на одну из камер, загородив просвет. Пришлось организаторам гонять шмеля веником, пока тот «спокойно в свой удел» не улетел. В Башкирии в 2019-м в роли этого шмеля выступила муха, которой удалось не только посидеть на камере на ЕГЭ, но и полностью прервать онлайн-трансляцию «картинки» в день сдачи географии и литературы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28798 от 7 июня 2022

Заголовок в газете: Как не остаться с «носиком»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру