«Туристическая отрасль обеспечивает средства к существованию для многих наших граждан и их семей. Она составляет значительный процент нашего ВВП, и мы обязаны обеспечить успешный летний туристический сезон в Болгарии, — констатировала вице-премьер.
Кстати, властям Болгарии размещение украинских беженцев обходилось в сутки в 20 евро, на днях расходы сократили до 7,5 евро. Калина Константинова прямо сказала, что властей куда больше заботит благосостояние болгар, чем украинцев. Понятно, бюджет-то страданиями беженцев не наполнишь.
«В Болгарию не уезжайте. Это первая страна, которая объявила, что прекращает помощь беженцам», - с обидой пишет по-украински на тематическом форуме 32-летняя Алина. Говорит, что пока к ним нормально относятся в Молдавии, как говорят, но там вообще нет работы.
В Чехии на данный момент находятся около 300 тысяч беженцев с Украины, ещё 50 тысяч прибыли сюда, но уже покинули страну. Большая часть постаралась вернуться на родину. В гостях хорошо, зато дома не смотрят косо.
С 15 июня Прага перестаёт принимать украинских беженцев на неопределённый срок. Центр беженцев в Высочанах закрывается из-за перегруженности и отсутствия системы перевозки беженцев в менее переполненные регионы.
Гетман Пардубицкого края в ответ заявил, что, если Прага закроет свой центр для беженцев, они сделают то же самое. Он считает закрытие пражского центра «неколлегиальным».
Министр внутренних дел Вит Ракушан уже раскритиковал это намерение.
А в Островачицах под чешским Брно пока что строят палаточный городок для украинских беженцев, но всего на 60 человек.
С февраля власти Чехии отказали в предоставлении временной защиты 1400 беженцам или тем, кто себя за них выдавал. Наиболее распространенными причинами отказов было наличие гражданства другой страны, нелегальное нахождение в Чехии до начала украинских событий (хотя некоторым удавалось получить под это визу) и тот факт, что до Чехии все эти люди обращались за временной защитой куда-то ещё.
«Везде и всем надоели украинцы, жилья нет, помощь от дружественных государств постепенно сокращается, отменяется, - рассказывает житель Одессы Евгений, ему 56. - В последние недели я всерьез задумываюсь о том, чтобы возвращаться домой. Это очень изнурительно для психики - и моей, и уже очень пожилой мамы, ее особенно. Вижу, что те, кто вернулся, как-то адаптируются, привыкают к постоянному страху и уже не очень его чувствуют. Так работает наша психика, я это знаю... А тянуть уже некуда, надо принимать решение».
«В общем-то умом я понимаю тех, кто нам помогал, а теперь не хочет, - признаётся 40-летняя Ирина из Николаева. Она вместе с двумя несовершеннолетними дочерьми пока остаётся в Чехии. - Одно дело приехать с подарками в гости на неделю и другое - ввалиться со своей бедой неизвестно на сколько. И чем больше этой неопределённости, тем сильнее напрягаются хозяева: «Дорогие гости, не засиделись ли вы?»
Посуровела даже Польша, где к украинцам, как к ближайшим соседям, всегда относились достаточно тепло.
Польских пособий украинцы лишатся с 1 июля. Исключения оставят только для самых незащищенных групп, например, инвалидов и многодетных женщин.
Издание Rzeczpоspolita пишет, что цель отмены пособий для украинцев – мотивировать их самим себя обеспечивать. «Это решение в какой-то мере показывает, что пора возвращаться на Украину», — считает польский профессор Петр Длугош.
Многие поляки недовольны и тем, что среди беженцев полно молодых и здоровых мужчин призывного возраста. Они не понимают, что те здесь делают и почему живут на подачки вместо того, чтобы служить в ВСУ. Ну и, конечно, бесконечные конфликты, которые все чаще возникают между гостями и хозяевами.
Так, Наталья Михальска поселила в своём доме переселенцев с Украины, но на ее беду у неё дома хранился российский флаг. Желая уничтожить символ России, беженцы ненароком спалили и дом приютившей их женщины.
Вообще жалуются друг на друга и по мелочам. На форумах постоянно обсуждается, как поступить, если приютившие европейцы - токсичны или абьюзеры, терпеть ли это? Ведь выбирать особо не приходится. Рассказывают, что в некоторых домах запрещается включать свет после определённого времени, пользоваться водой (экономия!) и даже выходить из комнаты по вечерам. Постоянный контроль, слежка, взаимные претензии. «Если мне помогли, это вовсе не означает, что я поступила в рабство», - считает 24-летняя Марина из Львова.
Ещё одна дама, немка русского происхождения, приютившая мать и дочь из Киева, наоборот, настучала на собственного мужа. «Нет, он не пристает к квартиранткам физически, но я никогда не думала, что с его стороны по отношению к ним будут постоянные сексистские высказывания. Он как будто бы наслаждается их беспомощностью, Неужели он не понимает, что эти женщины совсем одни, в чужой стране, за них некому вступиться?
И даже я не могу высказать ему замечание, ведь он мой муж и когда-то привёз меня в Германию». Женщина говорит, что никогда не знала супруга с такой стороны, и ее даже посещают мысли о разводе.
Кстати, в Германии, самой обеспеченной и благополучной стране Евросоюза, тоже закручивают гайки. Украинцы больше не могут пользоваться правом бесплатного проезда и с июня должны приобретать льготный проездной за 9 евро на все виды транспорта.
Многие украинцы жалуются на это, а другие советуют землякам «не быть жлобами».
Елена: «В Германии нам оказывается огромная социальная помощь, буквально как своим, стыдно скулить из-за копеечного проездного. Не надо злить местных, лучше постараться поскорее встать на ноги и перестать клянчить. Это реально бесит даже тех, кто ещё недавно стоял с открытыми руками, сердцем и карманом».
С работой в Германии проблем нет, особенно неквалифицированной, всегда пожалуйста - на сбор спаржи, клубники в южных регионах, можно устроиться горничной или швеей. Впрочем, нет безработицы и в Чехии, она одна из низких в целом по ЕС -2,4 %. И с приездом беженцев не выросла.
Да, в Германии выплачивается пособие, оформляется медстраховка, но с жильем все очень плохо, переселенцев ждёт лагерь, а потом общежитие, плюс немецкий язык, который требуется учить на интеграционных курсах.
Государства типа Италии, Испании или Франции оказывают поддержку только первые 2-3 месяца, а дальше сам. Зато там хороший климат, что для украинцев, особенно из прибрежных регионов, очень важно
«Я работаю удаленно репетитором, у меня есть доход, и поэтому я выбрала Францию, но не Париж, а глубинку, здесь все очень дёшево, - рассказывает 35-летняя Алла. - Если же с работой беда и нужно пособие, то лучше Германия.
Если не хочется жить в казарменных условиях и учить немецкий, можно попробовать Англию. Но там не очень с погодой и требуется поддержка спонсора, чтобы разрешили остаться».
Кстати, многие говорят, что немецкий лагерь для беженцев – не такой уж плохой вариант, по крайней мере, здесь все равны, и никто никому ничего не должен.
Кроме Англии, можно отправиться в Шотландию или Уэльс, где спонсор не нужен и английский язык, который на базовом уровне знает большинство.
Да, проблемы есть и там: англичане скупы и прижимисты. Одна англичанка пожаловалась на квартирантку за то, что упросила ее принять с кошечкой. «Сказала, что та очень тихая и мирная, целый день спит. А кошка ободрала мне антикварные кресла в гостиной, оставшиеся от бабушки, и точит когти о деревянный комод и двери. Я была вынуждена отказать от жилья.
Конечно, девушка ни в чем не виновата. Да она и не считает себя таковой. Для неё испорченная обивка у мебели начала XX века - «Ну а что такого?» Дома киска тоже так делала, и ничего! Так надо понимать, что в чужой монастырь не ходят со своим уставом».
В общем понятно, что наступает некое пресыщение друг другом и своей добротой.
Психологи говорят об эффекте «ста дней». Это тот временной промежуток, когда люди готовы сопереживать пострадавшим от чего угодно. Потом ресурсы заканчиваются и, если ничего не меняется в лучшую сторону, винить в этом начинают как раз тех, кому раньше сочувствовали. Причины найдутся - раздражает беспомощность, депрессия, которую принимают за лень, то, что люди не могут решить свои проблемы сами и этим напрягают других.
Европейцы готовы помогать попавшим в чрезвычайную ситуацию и лишившихся крова и работы, но надо всегда понимать, что тащить чужаков, да ещё в период экономического кризиса, в ущерб своим гражданам никто не будет - это не Россия. Где готовы кормить беженцев до последнего.
Кстати, у нас тоже подходят к концу три месяца пребывания первых беженцев из того же Мариуполя, они прибыли в Россию как раз в начале марта. Большинство приехавших, так же, как и в Европе, надеются вскоре вернуться на родину.
Да, финансовая помощь от президента идёт - 10 тысяч на человека. Но оформлять документы на неё нередко приходится по несколько раз из-за ошибок чиновников на местах.
«Говорят, что можно переехать в Сибирь или на Север, там большие заводы, и есть вакансии с хорошими зарплатами, - рассказывал мне беженец Роман из Мариуполя. - Я даже представить себе не могу, с чего начать. Если мы туда соберётся всей семьей, я, жена и двое детей, то должны сами подыскать себе жильё и на что нам всем жить в первое время».
Читайте материал "Польша устала от украинских беженцев и решила сократить траты"