«Позитивный опыт берем с собой», – уточнил Афанасьев, говоря про отход от болонского процесса. Чуть ранее «их» систему как чуждую ментально критиковали депутаты и общественные деятели. Петр Толстой отметил, что «болонья» уже не отвечает чаяньям времени и рекомендовал вернуться к «традиционной русской системе образования».
Мария Захарова сказала, что раз коллективный Запад все равно не засчитывает наши дипломы, то и на кой нам болонская система сдалась?.. Прошлись по магистрам-бакалаврам и оба министра образования, главы Минобрнауки и Минпросвещения. Это уж не говоря о Виталии Милонове, Александре Бастрыкине, Олеге Смолине и Викторе Садовничьем, которые не жаловали болонскую систему всегда.
И все-таки, не возвращение в советскую систему – новый поворот в антиболонской риторике. Поскольку не только потомок великого писателя, но и другие противники системы бакалавриат-магистратура, тот же Бастрыкин, публично ностальгировали на тему «а как же хорошо учили раньше, в СССР».
О том, какой может быть промежуточная система между болонской и советской, эксперты сейчас много спорят. В недавней беседе с «МК» ведущий эксперт в сфере высшего образования РФ, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко предположила, что бакалавры и магистры останутся в каких-то вузах, на инженерных специальностях, например, где вернут специалитет с пяти-шестилетнем обучением.
«В российских вузах есть специалитет, то есть пятилетняя подготовка, а разговор ведется так, как будто у нас только двухуровневое высшее образование», – сказала Клячко. И, возможно, специалитета станет больше. Да еще, наверное, курс истории повсюду введут – добавим от себя. Были такие заявления от Минобрнауки еще в начале мая: ввести единый исторический модуль во всех российских вузах объемом 144 часа.
Но есть и другое мнение. Например, один из «отцов» ЕГЭ и введения болонской системы в России, бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов считает, что только болонская система обеспечивает необходимую гибкость учебных программ. Когда студент сам выбирает траекторию учебы. Проект «2+2+2», когда после второго курса бакалавриата можно перейти на другую смежную специальность, курсовые программы с временным переводом в другой вуз, сетевые программы взаимодействия вузов – все это возможно только в рамках «болонки».
– Разговоры о каком-то третьем пути сугубо теоретические выкладки, – говорит эксперт в области образования Мария Бушуева. – В общем, так называемая классическая система и болонский процесс так же совместимы как масло с водой. И так же тут можно создать какой-то гибрид. Болонский процесс потому и появился, что мир перерос классические лекции, курсовые и дипломы с одной строчкой о приобретенных навыков. Сегодня у современного человека их должно быть 3-4 для трудоустройства, и болонская система может ему это дать. Даже в технических дисциплинах, на которые так напирают критики болонской системы. Самые лучшие программы в самых лучших вузах несовершенны. В каждом вузе есть свои звезды среди профессоров, свои уникальные производственные связи и возможности. Что плохого, если студент сможет участвовать в перекрестном обмене с другими вузами? Если говорить о зарубежном образовании, учебные связи с ними не прерывались. Но они точно прервутся с переходом наших вузов с болонской на какую-то иную, неведомую пока систему. Поиск своего пути хорошо. Но, думаю, в данном случае, путь не будет срединным. Кстати, с Китаем, Индией вузовское взаимодействие прервется тоже.