Новый лидер ЛДПР Леонид Слуцкий считает, что оба термина - и «ЕГЭ», и «Болонская система» должны немедленно уйти в прошлое. А в МГИМО совещаются, чем их заменить.
Но разрушить легко, а что взамен? Пока Рособрнадзор спит и видит, как внедрить в средней школе индивидуальные «портфолио», а в высшей школе вместо бакалавриата и магистратуры обсуждают модель «2+2+2»
- Надо возвращаться к тому, что было при СССР. Да, сегодня либералами широко распространяется бред о недопустимости даже попыток возврата к советской системе образования, - мол, СССР же погиб, - говорит Михаил Делягин. - Но и отказ от действующей Болонской системы при помощи усугубления, а не исправления её пороков, лишь ухудшит ситуацию.
- Чем чревато создание так называемой индивидуальной траектории обучения? Что это вообще?
- Вспомним, как было при СССР: два года вы в вузе получаете общие знания и потом ещё три года специализируетесь. Сейчас в Болонской системе четыре года бакалавриат и два магистратура, пропорция обратная. И, если вы не пошли на специализацию, вас через четыре года все равно выпускают - якобы с высшим образованием, иногда на уровне хуже ПТУ.
Сейчас хотят перейти от "4+2" к системе "2+2+2". Оставить шесть лет, но еще сильнее раздробить элементы образования, снова снизив его качество.
Это может быть чревато окончательным убийством высшего образования.
- Почему?
- Высказываются разные мысли, как это будет, единого мнения пока нет. Но, насколько я это вижу, предполагается, что каждые два года студентов могут перетасовывать между факультетами и кафедрами, а они сами будут выбирать «индивидуальную траекторию» обучения, выбирать предметы, менять их, как хотят. При этом совсем не обязательно, чтобы те предметы, которые они выбрали, потом сложились в какие-либо разумные умения.
- А в дипломе что будет написано? Ведь, как я поняла, унифицированного образования не будет, и даже студенты одного курса могут прослушать разные лекции и сдавать разные экзамены?
- Обычная околесица. Скажем, в Питере есть такой факультет «Свободных наук и искусств», основанный Кудриным. Вот о чем это? Что напишут в его дипломе? Какую специальность? Мастерство самовыражения? Неважно, что написать. Какие предметы будут обязательны к сдаче - тоже абсолютно неважно. При том что молодой человек, скорее всего, еще и не в состоянии сам для себя эту траекторию адекватно разработать. Как правило, и преподаватели вуза на это неспособны, они попросту сами не знают, что требуется в итоге.
- В МГИМО по этому поводу как раз на днях и совещались.
- МГИМО иногда производит впечатление либерального вуза. Хотя, честно говоря, для преподавателей все эти изменения даже в плюс. С них вообще снимут всякую ответственность за студента. Одно дело, когда они обязаны предоставить определённый набор знаний, зафиксированный государством, и другой - когда никакого спроса нет. Ну, выбрал студент по специальности «международная юриспруденция» в качестве основных предметов «импрессионизм», «современную музыку» и «историю экологии». Так это его законное право.
- А платить как будут преподавателям, если на один популярный курс будут ходить сто человек, а на другой - три? Кстати, такое наблюдается и в некоторых зарубежных университетах.
- Думаю, у нас в некоторых вузах и так деньги на преподавателей выделяются по остаточному принципу.
И, наконец, третий и самый опасный момент, что какая-то часть предметов - называют "не менее 50%" - будет преподаваться дистанционно. Я вижу конкретно, чем это грозит. Когда студенты, которые у меня работают и одновременно учатся, во время трудового дня вдруг зависают, у них стекленеют глаза. То есть они в процессе работы вполуха слушали лекции, затем что-то их заинтересовало, и тогда они включились полностью, но на маленький кусочек времени, а потом опять выключились. Примерно так же они сдают экзамены. Знаю случай, когда студент ехал в такси и сдавал дистанционно сессию. Вы понимаете, какой уровень знаний мы получаем?
- А бюджет расходы на изменение Болонской системы потянет?
- Ничто не обходится государству так дорого, как идиоты вместо специалистов. Кстати, при переходе на Болонскую систему образования, расходы тоже выросли в разы, так как эта система гораздо более дорогая, чем специалитет.
- При этом количество бюджетных мест уменьшилось?
- Ну, это связано, скорее, не с Болонской системой, а со спецификой бюджетных процессов и алчностью некоторых ректоров.
- Но если мы обратно вернёмся к специалитету, это тоже встанет в копеечку?
- Если мы будем идти на поводу у либеральной образовательной бюрократии, конечно, любое движение будет сопровождаться кратным увеличением расходов. Но, если заняться аудитом, то, я думаю, все будет в порядке.
- И еще один вопрос - ваше отношение к возможной отмене ЕГЭ? Оставят ли экзамены или вместо них будет так называемое «цифровое портфолио» - что это вообще? Отсканированные грамоты на флешке? Характеристики? Оценки за все одиннадцать лет?
- Грамоты - это хорошо, но что в него в результате войдет, будут решать чиновники, в том числе, не исключено, из ювенальной юстиции. Я как работодатель внимательно читаю поступающие резюме, мне интересно, что эти люди из себя представляют. И если там будет подробное описание того, как соискатель в пятом классе разбил стекло, - не важно, что это было пятнадцать лет назад - пожалуй, я еще подумаю, взять мне его на должность или нет.
- «Да, в жизни мне не повезло, однажды я разбил стекло», - как написала Агния Барто про мальчика, за которым всю жизнь тянется шлейф одного неблаговидного поступка.
- Очень может быть. На самом деле «цифровое портфолио» - вещь опасная. Это может быть полное досье на человека, то есть его нарушение права личности на частную жизнь.
- К сожалению, у нас что ни придумай - получится коррупционная схема, в случае с портфолио, начиная с создания и сопровождения информационных систем, хранящих и обслуживающих данные, заканчивая торговлей судьбами детей с помощью инструментов манипуляции сведениями об их прошлом. Ну неужели такое портфолио и правда заменит выпускные экзамены? А проверка знаний как же?
- Я считаю, что этого допустить ни в коем случае нельзя, тем более, «цифровое портфолио» и переписывать можно будет задним числом, как это, говорят, порой происходит с электронными дневниками в школах. Нужно не мудрствовать лукаво, не изобретать заново колесо, а вернуть то, что было при СССР - обычные экзамены на аттестат зрелости, и будет всем счастье.