Критике система магистратуры и бакалавриата подвергается уже много лет, практически с 2003, когда она была введена в РФ. Но если вначале в порицании болонского процесса участвовали, в основном, такие далекие от образования персоны как Виталий Милонов или Александр Бастрыкин, то в последние два месяца против «болоньи» высказывались в Госдуме и в Совфеде. В том числе первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ) и бессменный ректор МГУ Виктор Садовничий.
И вот теперь за отказ от болонской системы и переход на специалитет однозначно высказались профильные ведомства. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу», — заявил руководитель Минобрнауки Валерий Фальков. И сообщил, что будущее нашего образования - за «собственной уникальной системой». Детали «своего пути» и своих университетов в Минобразования не разглашают.
Чуть ранее раскритиковал «болонью» и глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Министр считает, что система «бакалавриат — магистратура» создает «трудности на рынке труда» вообще. И, в частности, квалификация «бакалавр/магистр педагогического образования» не соотносилась с профессией «учитель предмета»...
6 июня в Совфеде с участием профильных ведомств будет слушаться вопрос об отмене болонской системы в РФ.
- Отказ от болонской системы в Российской Федерации выглядит плановым и выглядит, в общем-то, справедливым, - считает ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов. – Потому что болонская система включает в себя много ньюансов интеграции в западное сообщество, которое сейчас в инициативном порядке отказалось с нами сотрудничать. Поэтому, де факто это западные страны обрезали те линии, связи, которые важны для болонского процесса. Поэтому то решение, которое озвучил сегодня министр науки и высшего образования, и поддержало большое количество лидеров мнения и других руководителей: это и президент РАО Ольга Васильева, и министр просвещения Сергей Кравцов, и другие коллеги… Это в общем, то все логично. С другой стороны, сама суть, которая заложена в болонском процессе – это и переход на бакалавриат, магистратуру, аспирантуру – это и активизация увлеченных студентов в образовательный процесс, академическая мобильность и многое другое – те вещи, которые давно стали неотъемлемой частью российских университетов. Можно даже сказать, это важная часть российских вузов. Поэтому, мне кажется, те плюсы, которые дала вузам интеграция по принципу болонской системы в российское высшее образование, они неплохие. И это дискуссионный вопрос, насколько стоит от них отказываться. А вот выход из подписанного соглашения (новые стандарты высшего образования были сформулированы в Болонском университете в 1999 году, Россия присоединилась к Болонскому процессу с 2001-го – авт.)
Ведущий эксперт в сфере высшего образования РФ, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко не согласна с тем, что отмена Болонской системы принесет хоть какую-то пользу.
- Во-первых, потому что в российских вузах есть специалитет, то есть пятилетняя подготовка, а разговор ведется так, как будто у нас только двухуровневое высшее образование. У нас четверть приема это прием в специалитет. Практически вся важнейшая и сложнейшая инженерно-техническая подготовка ведется в специалитете по 5-летним программам. Кроме того, действует интегрированная магистратура, когда студенты сразу поступают на 6 лет обучения. Это те программы, которые в советское время длились 5,5 лет. Кроме того, медицинские вузы как учили, так и учат в специалитете. В подготовке архитекторов у нас специалитет и еще по многим программам. Если кому-то очень нужно свои программы перевести в специалитет – ну, переведите. Все остальное можно сохранить так, как оно есть. Потому что это дает гибкость программ, обеспечивает подстройку подготовки молодежи под современный рынок труда. Если мы считаем, что наш рынок труда перестанет быть современным, надо так и сказать молодежи.
Во-вторых, если мы уходим от Болонской системы, то мы сокращаем приток в Россию иностранных студентов. Это невыгодно нам экономически, это невыгодно с точки зрения «мягкой силы», и так далее, и тому подобное. Вместо того, чтобы решать вопросы: а как сейчас к нам эту иностранную молодежь привлекать, удерживать?.. Как им, просто, деньги сюда переводить? А мы занимаемся сейчас, на мой взгляд, не самой горящей проблемой.
- Сама перестройка образования сейчас будет накладна для университетов и для бюджета?
- Да, конечно. По-разному можно считать, это зависит от того, в каких вузах сколько выпускников бакалавриата идет в магистратуру и так далее, там не такой простой счет. Но я могу сказать, что это очень важно для семей, в которых дети идут в бакалавриат, получают высшее образование и могут после бакалавриата пойти работать, а потом уже сами через какое-то время решать, идти им в магистратуру или не идти… Продолжение еще на год обучения для многих семей весьма и весьма накладно. В результате население, скорее всего, еще больше сократит свое присутствие в системе высшего образования и пойдет в систему среднего профобразования. Многие и сейчас это делают, чтобы платить поменьше. И мы получим снижение уровня образования и квалификации населения. Не говоря уже о перегрузке СПО.
- А международные связи, взаимообмен и прочее – это же тоже завязано на болонский процесс?
- Самое интересное, что мы подрубаем в высшем образовании наши связи с тем же Китаем, про развитие которых много говорим. Там уже давным-давно действует Болонская система, они ее укрепляют, развивают и т. д. Если мы переходим на специалитет, мы сужаем свое поле сотрудничества наших вузов с Китаем, с Индией, с Казахстаном… А через них нам надо будет получать доступ к современным технологиям. Так что, если нужно, увеличьте бюджетный прием в специалитет, например, с теперешней четверти до трети от общего бюджетного приема. А все прочее по выбору вуза. Кто-то будет развивать специалитет, кто-то оставит у себя бакалавриат и магистратуру.
Против отмены болонской системы выступает и декан экономического факультета РУДН Юрий Мосейкин:
- Я уже говорил, что введение болонской системы являлось необходимым условием для развития общего европейского рынка. И этот шаг действительно привел к тому, что в его рамках могли функционировать и свободно перемещаться по всему пространству капитал, товары и услуги и, в конечном счете, рабочая сила. Мы присоединились к этой болонской системе, не будучи членами общего рынка. И в этом смысле был определенный минус - наши кадры могли просто утекать и, собственно говоря, утекали на этот рынок.
Но, с другой стороны, мы приобщились к общему образовательному процессу, что дало нам возможность войти в мировое образовательное пространство, создавать совместные образовательные программы, получать новые компетенции, которые сыграли серьезную роль в развитии нашей экономики. Это с одной стороны. С другой стороны, за неполных 20 лет, что мы являемся членами и участниками болонского процесса, накоплен очень большой опыт реализации многочисленных современных программ. Мы черпали этот опыт от сотрудничества с зарубежными университетами, что тоже способствовало изменению нашей системы образования.
То, что сейчас собираются принять в отношении выхода из болонской системы и возвращению к старой советской системе, я думаю, что этот процесс должен проходить не в таком резком формате, как это предлагается. Необходимо делать это постепенно, если речь идет о естественных науках, о естественных специальностях (инженеры, физмат), то этот специалитет будет оправданным. Для гуманитариев вполне будет достаточно бакалавриата и магистратуры.
Вообще, есть мнение о том, что стоит объявить мораторий на проведение реформ – уж слишком много мы этих реформ проводим. Нас бросает то в одну, то в другую стороны.
А вот директор Физтех-Школы биологической и медицинской физики Денис Кузьмин почти не видит разницы между специалитетом и бакалавриатом:
- В Физтехе у нас всегда было де-факто 6-летнее образование. То есть для нас 6-летняя система всегда была комфортна. Сейчас у нас процент перехода из бакалавриата в магистратуру выше 90. Для наших студентов является совершенно правильным и естественным из бакалавриата сразу пойти в магистратуру. Более того, мы специально делаем магистратуру больше, чем бакалавриат. Понимая, что не только все наши постараются продолжить двухлетнее обучение продолжить, но еще и внешние студенты постараются прийти к нам.
- А как же международные связи и обмен, которые рухнут вместе с болонской системой?
- Во-первых, никто не мешает иностранным студентам поступать на первый курс. И в этом году мы, несмотря ни на что, видим достаточно большую ажиотацию со стороны абитуриентов. Во-вторых, никаких нет проблем взять стажерскую программу уехать или к нам приехать. Мы тоже наблюдали такое в этом году. И случилось это на уровне второго и третьего курса. Так что, ни наличие, ни отсутствие болонской системы на это не влияет. Если студент второго курса просит отправить его, например, на стажировку на 3 месяца в Израиль или в Швейцарию... То какая разница, в статусе бакалавра или в статусе специалиста? Он просто подает свои данные, оценочную ведомость, рекомендательные письма на интересующую его программу или в лабораторию. Мало кого интересует, на какой форме обучения он сейчас находится. Еще важно, что наиболее качественные стажировки проходят, в основном, в аспирантуре. Вот там взаимообмен происходит чуть чаще. На этом уровне уже публика подготовлена, которую можно чему-то доучить, доспециализировать или дать какие-то специальные методики.